Территориальное развитие основывается на возможно более полном использовании природных, людских и материальных ресурсов, которыми располагает данная территория. Ресурсы не распределяются по территории равномерно - имеет место концентрация их по узлам и по линиям межузловых связей, которые вместе образуют планировочную структуру территории, отличающуюся относительной стабильностью.
Структурообразующими элементами являются планировочные каркасные системы в виде урбанизированного, природно-экологического и историко-культурного каркаса.
Урбанизированный каркас формируется на основе функционально-планировочных осей и узлов развития, которые располагаются, как правило, на пересечениях функционально-планировочных осей. Функционально-планировочные оси образуются на основе главных транспортных коммуникаций, по которым происходит перемещение ресурсов, обеспечивающих развитие территории. Узлы развития представлены урбанизированными зонами, в которых происходит концентрация ресурсов, их переработка и перераспределение.
Региональный урбанизированный каркас территории Республики Башкортостан является частью соответствующего каркаса более высокого уровня - межрегионального, т.к. функционально-планировочные оси имеют продолжение за пределами границ республики, и, в свою очередь, функционально-планировочные оси соседних регионов имеют свое продолжение на территории Башкортостана.
Система межрегиональных связей определяет геостратегическое положение территории, которое может оцениваться как вполне удовлетворяющее условиям развития территории, так и как нуждающееся в формировании дополнительных межрегиональных связей с целью ускорения процесса развития территории.
С указанной точки зрения геостратегическое положение Республики Башкортостан следует оценивать как чрезвычайно благоприятное.
Республика расположена на территории Приволжского федерального округа РФ, которая в свою очередь граничит с таким крупнейшим и высокоразвитым экономическим регионом, как Уральский федеральный округ.
Все два региона, включая Башкортостан, располагают общей транспортно-коммуникационной системой в виде широтнорасположенных магистралей трансконтинентального уровня.
Планировочный каркас Приволжского и Уральского ФО формируется системой взаимопересекающихся широтных и меридиональных коммуникаций. Широтные связи несут в основном транзитную функцию, обеспечивая межрегиональные связи, меридиональные же имеют, прежде всего, внутрирегиональное значение.
К числу трансконтинентальных магистралей широтного направления, формирующих планировочный каркас Республики Башкортостан, относятся следующие:
а) северная, связывающая Балтийские порты России с Уралом и Сибирью: С-Петербург - Вологда - Киров - Пермь - Екатеринбург и далее в Сибирь и Дальний Восток;
б) центральная (исторический "Транссиб"): Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень и далее в Сибирь и Дальний Восток;
в) южно-уральская, связывающая центральные и центрально-черноземные районы России с Уралом и Сибирью: Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Курган - и далее в Сибирь и Дальний Восток;
г) центрально-азиатская, связывающая центральные районы России с основными центрами Центрально-азиатского региона: Самара - Оренбург - Актюбинск и далее в глубь Средней Азии.