ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

от 6 октября 2015 года N 46-РЗ


Об охране труда в Республике Ингушетия

(с изменениями на 27 июня 2023 года)

(в ред. Законов Республики Ингушетия от 06.04.2023 N 27-РЗ, от 27.06.2023 N 52-РЗ)




Принят
Народным Собранием
Республики Ингушетия
29 сентября 2015 года



Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда в Республике Ингушетия между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и подчиненности и направлен на сохранение жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности.


Правовым основанием настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Основные понятия


(в ред. Закона Республики Ингушетия от 27.06.2023 N 52-РЗ)


Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.


Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.


Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.


Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.


Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.


Опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.


Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


Средство индивидуальной защиты - средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения.


Средства коллективной защиты - технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.


Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.


Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.


Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.


Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.


Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.


Мониторинг состояния условий и охраны труда в Республике Ингушетия - систематический сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда, которая может быть использована для своевременного выявления происходящих в этой сфере изменений, предупреждения негативных тенденций, информирования общественности и иных заинтересованных организаций.



Статья 2. Законодательство Республики Ингушетия об охране труда и сфера его действия


Законодательство Республики Ингушетия об охране труда состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Республики Ингушетия.


Гарантии права работников на здоровье и безопасные условия труда, определенные коллективными договорами, соглашениями и иными нормативными актами в отраслях и организациях на территории Республики Ингушетия, не могут быть ниже гарантий, предусмотренных законами Российской Федерации и настоящим Законом.


Положения настоящего Закона распространяются на:


1) работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности);


2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;


3) проходящих производственную практику студентов образовательных организаций;


4) лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду;


5) членов производственных кооперативов и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающих личное трудовое участие в их деятельности;


6) работников и других лиц, проходящих профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;


7) лиц, страдающих психическими расстройствами, участвующих в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;


8) лиц, привлекаемых в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ.



Статья 3. Реализация государственной политики в области охраны труда


Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в Республике Ингушетия обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления Республики Ингушетия, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.



Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ



Статья 4. Государственное управление охраной труда на территории Республики Ингушетия


1. Государственное управление охраной труда на территории Республики Ингушетия осуществляется федеральными органами исполнительной власти, исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и государственного управления в сфере труда, занятости и социального развития в пределах их полномочий.


2. К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия относятся:


1) реализация государственной политики в области охраны труда и государственных программ Российской Федерации по улучшению условий охраны труда на территории Республики Ингушетия;


2) принятие нормативных правовых актов Республики Ингушетия в области охраны труда по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов исполнительной власти;


3) утверждение государственных программ Республики Ингушетия по улучшению условий и охраны труда и обеспечение контроля за их выполнением;


4) определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия в области охраны труда (далее - исполнительный орган государственной власти Республики Ингушетия в области охраны труда);


5) осуществление иных полномочий в области охраны труда в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия.


3. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия в области охраны труда относятся:


1) обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда и государственных программ Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда на территории Республики Ингушетия;


2) разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда государственных программ (подпрограмм) Республики Ингушетия, разработка и утверждение нормативных правовых актов Республики Ингушетия в области охраны труда в пределах своей компетенции и осуществление контроля за их выполнением;


3) организация сбора и обработки информации (мониторинг) о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Ингушетия;


4) анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников;


5) координация проведения на территории Республики Ингушетия в порядке, установленном трудовым законодательством, обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;


6) осуществление на территории Республики Ингушетия в порядке, установленном трудовым законодательством, государственной экспертизы условий труда;


7) осуществление мероприятий по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работодателям по вопросам охраны труда;


8) проведение в порядке, установленном трудовым законодательством, обследования состояния условий и охраны труда в организациях Республики Ингушетия, получение информации и документов, необходимых для осуществления своих полномочий;


9) участие в порядке, установленном трудовым законодательством, в расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»