(с изменениями на 27 июня 2023 года)
(в ред. Законов Республики Ингушетия от 06.04.2023 N 27-РЗ, от 27.06.2023 N 52-РЗ)
Принят
Народным Собранием
Республики Ингушетия
29 сентября 2015 года
Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда в Республике Ингушетия между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и подчиненности и направлен на сохранение жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности.
Правовым основанием настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 27.06.2023 N 52-РЗ)
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.
Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.
Опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Средство индивидуальной защиты - средство, используемое для предотвращения или уменьшения воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также для защиты от загрязнения.
Средства коллективной защиты - технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.
Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.
Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Мониторинг состояния условий и охраны труда в Республике Ингушетия - систематический сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда, которая может быть использована для своевременного выявления происходящих в этой сфере изменений, предупреждения негативных тенденций, информирования общественности и иных заинтересованных организаций.
Законодательство Республики Ингушетия об охране труда состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Республики Ингушетия.
Гарантии права работников на здоровье и безопасные условия труда, определенные коллективными договорами, соглашениями и иными нормативными актами в отраслях и организациях на территории Республики Ингушетия, не могут быть ниже гарантий, предусмотренных законами Российской Федерации и настоящим Законом.
Положения настоящего Закона распространяются на:
1) работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности);
2) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
3) проходящих производственную практику студентов образовательных организаций;
4) лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду;
5) членов производственных кооперативов и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающих личное трудовое участие в их деятельности;
6) работников и других лиц, проходящих профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;
7) лиц, страдающих психическими расстройствами, участвующих в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
8) лиц, привлекаемых в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в Республике Ингушетия обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления Республики Ингушетия, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
1. Государственное управление охраной труда на территории Республики Ингушетия осуществляется федеральными органами исполнительной власти, исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и государственного управления в сфере труда, занятости и социального развития в пределах их полномочий.
2. К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия относятся:
1) реализация государственной политики в области охраны труда и государственных программ Российской Федерации по улучшению условий охраны труда на территории Республики Ингушетия;
2) принятие нормативных правовых актов Республики Ингушетия в области охраны труда по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов исполнительной власти;
3) утверждение государственных программ Республики Ингушетия по улучшению условий и охраны труда и обеспечение контроля за их выполнением;
4) определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия в области охраны труда (далее - исполнительный орган государственной власти Республики Ингушетия в области охраны труда);
5) осуществление иных полномочий в области охраны труда в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия.
3. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия в области охраны труда относятся:
1) обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда и государственных программ Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда на территории Республики Ингушетия;
2) разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда государственных программ (подпрограмм) Республики Ингушетия, разработка и утверждение нормативных правовых актов Республики Ингушетия в области охраны труда в пределах своей компетенции и осуществление контроля за их выполнением;
3) организация сбора и обработки информации (мониторинг) о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Ингушетия;
4) анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
5) координация проведения на территории Республики Ингушетия в порядке, установленном трудовым законодательством, обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
6) осуществление на территории Республики Ингушетия в порядке, установленном трудовым законодательством, государственной экспертизы условий труда;
7) осуществление мероприятий по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работодателям по вопросам охраны труда;
8) проведение в порядке, установленном трудовым законодательством, обследования состояния условий и охраны труда в организациях Республики Ингушетия, получение информации и документов, необходимых для осуществления своих полномочий;
9) участие в порядке, установленном трудовым законодательством, в расследовании несчастных случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;