ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 28 июля 2015 года N 147/1
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА N 24
В соответствии со статьей 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 29 ноября 2012 года N 508-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы", постановлением администрации Костромской области от 21 ноября 2011 года N 442-а "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области", в целях приведения нормативной правовой базы департамента агропромышленного комплекса Костромской области в соответствие с действующим законодательством приказываю:
1. Ведомственную целевую программу "Развитие производства и переработки льна в Костромской области на 2015-2017 годы", утвержденную приказом департамента агропромышленного комплекса Костромской области от 24 февраля 2015 года N 24, изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Директор департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
С.В.ИВАНОВ
Приложение
Утверждена
приказом
департамента
агропромышленного комплекса
Костромской области
от 28 июля 2015 года N 147/1
Ведомственная целевая программа "Развитие производства и переработки льна в Костромской области на 2015-2017 годы"
Глава 1. ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ЛЬНА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015-2017 ГОДЫ"
1. Исполнительный орган государственной власти Костромской области, ответственный за разработку ведомственной целевой программы (далее - Программа) | Департамент агропромышленного комплекса Костромской области |
2. Наименование подпрограммы и государственной программы Костромской области | Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы" |
3. Должностное лицо, утвердившее Программу, реквизиты соответствующего нормативного правового акта | Директор департамента агропромышленного комплекса Костромской области Иванов Сергей Владимирович, |
4. Цели и задачи Программы | Цель: стимулирование роста производства и переработки продукции растениеводства. Задачи Программы: увеличение объемов производства и переработки продукции льноводческой подотрасли агропромышленного комплекса Костромской области |
5. Сроки реализации Программы | 2015-2017 гг. |
6. Перечень мероприятий Программы | 1) реконструкция и строительство новых предприятий первичной переработки льна; 2) техническая и технологическая модернизация производства льноволокна; 3) технологическая модернизация производства по первичной переработке льна |
7. Объемы и источники финансирования Программы | Общая сумма финансирования программных мероприятий - 65 400 тыс. руб. В том числе: областной бюджет - 19 000,0 тыс. руб., внебюджетные источники - 46 400,0 тыс. руб. В том числе по годам реализации: 2015 год: общая сумма - 13 600,0 тыс. руб., в том числе областной бюджет - 1 000,0 тыс. руб., внебюджетные источники - 12 600,0 тыс. руб.; 2016 год: общая сумма - 28 800,0 тыс. руб., в том числе областной бюджет - 10 000,0 тыс. руб., внебюджетные источники - 18 800,0 тыс. руб.; 2017 год: общая сумма - 23 000,0 тыс. руб., в том числе областной бюджет - 8 000,0 тыс. руб., внебюджетные источники - 15 000,0 тыс. руб. |
8. Ожидаемые конечные результаты Программы | В результате реализации Программы будет обеспечено в 2017 году (по сравнению с 2014 годом): 1) увеличение посевных площадей до 2,15 тыс. га; 2) увеличение валового сбора льноволокна до 1 935 т; 3) повышение урожайности до 9,0 ц/га; 4) увеличение выработки льноволокна до 992,3 т |
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
1. Программа "Развитие производства и переработки льна в Костромской области на 2015-2017 годы" направлена на устранение препятствий для развития льноводства в Костромской области, устойчивое развитие льняной подотрасли в Костромской области и обеспечение населения высококачественной продукцией, что соответствует приоритетным целям развития агропромышленного комплекса Костромской области.
2. Главными приоритетами Программы являются: повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение роста объемов производства продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса Костромской области. Программа направлена на развитие одной из перспективных подотраслей агропромышленного комплекса.
Программа призвана стать инструментом для достижения приоритетных целей устойчивого развития сельскохозяйственного производства в Костромской области, что является частью функций департамента агропромышленного комплекса Костромской области по проведению государственной политики в сфере агропромышленного комплекса и развития сельских территорий в соответствии со Схемой территориального планирования Костромской области, утвержденной Законом Костромской области от 28 апреля 2007 года N 140-4-ЗКО "О схеме территориального планирования Костромской области" (приложение N 1 к Программе).
Программа направлена на достижение целей и решение задач подпрограммы государственной программы Костромской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Костромской области на 2013-2020 годы".
3. Льноводство традиционно являлось одной из ведущих подотраслей сельского хозяйства Костромской области. В регионе имеются благоприятные возможности для возделывания льна-долгунца: оптимальные природно-климатические условия, наличие ресурса пахотных земель, наличие традиций и знаний в выращивании и переработке льна. В области создан комплекс, позволяющий завершить всю технологическую цепочку - от возделывания льна до производства тканей, готовых швейных и трикотажных изделий. В советские годы в эту цепочку входило около 200 льносеющих хозяйств, 15 предприятий первичной переработки, а также льносеменоводческие станции, научные учреждения, крупные текстильные, швейные и трикотажные предприятия. Однако в последние 20 лет посевные площади под посевами льна значительно сократились.
Динамика производства льна-долгунца в Костромской области за 5 лет приведена в таблице N 1.
Таблица N 1
Динамика производства льна-долгунца в Костромской области
Показатель | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Посевная площадь, тыс. га | 1,42 | 2,19 | 2,30 | 1,51 | 0,40 |
Валовой сбор льноволокна, тыс. тонн | 0,57 | 1,17 | 1,40 | 0,76 | 0,14 |
Урожайность, ц/га | 4,90 | 5,50 | 6,3 | 5,1 | 8,9 |
4. За 2014 год в области переработано 1 255,7 тонн льнотресты. Средний номер длинного льноволокна - 10,00, короткого льноволокна - 2,1. Производство длинного волокна составило 25,8 тонн, что составляет к уровню 2013 года 45,5%. Производство короткого льноволокна в 2014 году составило 192,7 тонн, или 91,4% от уровня 2013 года.
Выручка от реализации льноволокна в 2014 году составила 10 767,0 тыс. руб., в том числе: ООО "Премиум" - 10 767,0 тыс. руб.
Выработка льноволокна льноперерабатывающими предприятиями Костромской области приведена в таблице N 2.
Таблица N 2
Выработка льноволокна льноперерабатывающими предприятиями Костромской области
Показатель | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Выработано всего, тонн, в т.ч. | 1 019,0 | 901,0 | 772,9 | 545,4 | 218,5 |
длинного | 260,9 | 174,5 | 141,2 | 109,3 | 25,8 |
короткого | 758,1 | 726,5 | 631,7 | 436,1 | 192,7 |
5. В 2014 году на территории Костромской области возделыванием льна-долгунца занимаются две сельскохозяйственных организации: ООО "Премиум" Красносельского района, ООО "Агрост" Костромского района. В 2014 году посеяно 395 га, в том числе 350 га в Красносельском районе и 45 га в Нерехтском районе. По сравнению с 2013 годом посевная площадь уменьшилась на 73,8%.
6. Таким образом, льноводство в агропромышленном комплексе области выглядит следующим образом:
возделыванием льна занимаются 2 хозяйства в двух районах области (Нерехтском и Красносельском), оснащенность хозяйств специализированной техникой составляет 70%;
работает 1 завод по первичной переработке льна - ООО "Премиум" Красносельского района, производственная мощность завода при его полной загрузке составляет 1 880 тонн волокна в год.
7. В настоящее время научное обеспечение льноводческой подотрасли осуществляют научные учреждения области - Федеральное государственное образовательное учреждение "Костромская государственная сельскохозяйственная академия", Федеральное государственное образовательное учреждение "Костромской государственный технологический университет", Государственное научное учреждение "Костромской научно-исследовательский институт сельского хозяйства", Костромской научно-исследовательский институт льняной промышленности.
8. Препятствиями для развития льноводства в Костромской области являются:
1) финансовый дефицит в подотрасли вследствие высоких издержек на производство;
2) высокая изношенность техники;
3) низкое качество волокна;
4) отсутствие взаимодействия между звеньями технологической цепочки.
9. Решение проблем, препятствующих развитию льноводства, невозможно без реализации комплекса мер государственной поддержки, направленных на повышение эффективности производства и переработки льна.
В целом, комплекс мер позволит обеспечить положительную динамику развития льноводческой подотрасли в регионе, что приведет к увеличению объемов производства льна и изделий из льна, повышению престижности труда в сельском хозяйстве и привлечению в отрасль квалифицированных кадров.
Глава 3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
10. Основной целью Программы является стимулирование роста производства и переработки продукции растениеводства.
11. Задачей программы является увеличение объемов производства и переработки продукции льноводческой подотрасли агропромышленного комплекса Костромской области.
12. Срок реализации Программы: 2015-2017 годы.
Глава 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
13. Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств областного бюджета утверждаются законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
14. Общая потребность в финансировании проекта по мероприятиям и источникам финансирования представлена в таблице N 3.
Таблица N 3
Общая потребность в финансировании программных мероприятий по источникам
Наименование показателя | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2015-2017 годы |
Общий объем финансирования, тыс. руб., в том числе: | 13 600,0 | 28 800,0 | 23 000,0 | 65 400,0 |
в том числе: | ||||
областной бюджет, тыс. руб. | 1 000,0 | 10 000,0 | 8 000,0 | 19 000,0 |
внебюджетные источники, тыс. руб. | 12 600,0 | 18 800,0 | 15 000,0 | 46 400,0 |
15. Финансирование Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. В качестве внебюджетных источников финансирования подразумевается привлечение собственных и заемных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Глава 5. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
16. Решение поставленных целей и задач предлагается осуществить посредством реализации комплекса мероприятий:
1) реконструкция и строительство новых предприятий первичной переработки льна:
производственный комплекс льноперерабатывающих предприятий состоит из цехов и помещений, построенных в советский период. В настоящее время большая часть помещений не используется, а современное оборудование не требует больших производственных площадей для установки и монтажа. Кроме того, системы водоснабжения, энергоснабжения, вентиляции морально устарели и требуют замены на более эффективные и современные. По оценке специалистов, содержание подобных комплексов накладывает большую финансовую нагрузку на предприятие, что в конечном итоге отражается на себестоимости готовой продукции.
В последнее время среди сельскохозяйственных товаропроизводителей широко используются модульные цеха по переработке льна. Небольшая площадь цеха, вписывающаяся в стандартные строительные помещения, позволяет размещать его в отдаленных районах, максимально приближенных к землям, где выращивается лен, что в свою очередь позволяет экономить на транспортных перевозках и иметь прибыль непосредственно производителю продукции.
Государственная поддержка данного мероприятия будет осуществляться путем субсидирования части затрат на реконструкцию и строительство новых цехов по переработке льна;
2) техническая и технологическая модернизация производства льноволокна:
При оценке уровня технологической эффективности производства льна-долгунца учитывается урожайность и показатели качества получаемой тресты. Доля длинного волокна в общей массе волокнистых веществ варьирует от 15 до 70 и более процентов. Поэтому стоимость волокна, полученного из тонны льнотресты, может различаться более чем в 4 раза. Использование современных технологий возделывания льна позволяют повысить урожайность, снизить зависимость от неблагоприятных факторов окружающей среды, повысить качество тресты.
Государственная поддержка данного мероприятия будет осуществляться путем субсидирования части затрат на улучшение действующих и внедрений новых технологий производства льна;