Недействующий

Об утверждении долгосрочной городской целевой программы "Развитие системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы"

Раздел 1. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование необходимости ее решения программными методами


Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Цель политики модернизации российского образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность образования.

В настоящее время организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и стратегическая инициатива "Наша новая школа", в которых в качестве стратегической обозначена цель повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в сфере образования; совершенствование экономических механизмов функционирования системы.

В период с 2007 по 2010 годы в ходе реализации мероприятий городской целевой программы "Развитие системы образования города на 2007-2010 годы" был реализован пакет социально-педагогических проектов, которые касались первоочередных мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов образования, информатизации и материально-техническому оснащению образовательных учреждений, работе с одаренными и талантливыми детьми, развитию систем дошкольного и дополнительного образования. Это обеспечило достижение позитивных результатов в развитии системы муниципального образования.

Дошкольное образование - начало систематического образования детей, его первое звено. За период с 2007 по 2010 годы муниципальная сеть дошкольных образовательных учреждений увеличилась со 154 до 162 учреждений, из которых: 46 детских садов 1 категории - Центров развития ребенка, 109 детских садов 2 категории, 3 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста - прогимназии. Вариативная дошкольная сеть позволила увеличить количество детей, посещающих дошкольные учреждения, на 12,2%.

В дошкольных учреждениях реализуются современные развивающие образовательные программы и технологии: "Развитие" Венгера Л.А., "Радуга" Дороновой Т.Н., "Детство" Бабаевой Т.И., "Истоки" Парамонова Л.А., "Кроха" Григорьевой Г.Г. Заложены основы системы предшкольной подготовки. В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы предшкольной подготовки детей. Сегодня предшкольным образованием охвачено 85% детей в возрасте 5-6 лет.

За период с 2007 по 2010 год на 9% увеличилось количество педагогов дошкольных учреждений, имеющих высшее профессиональное образование.

Система общего образования является центральным звеном муниципальной системы образования. За период с 2007 года структура муниципальной сети претерпела изменения. По результатам аттестации и государственной аккредитации 18 учреждений города повысили свой статус. Таким образом, по состоянию на 01 января 2010 года сеть муниципальных учреждений общего образования включает 124 общеобразовательных учреждения: 74 средних школ, 17 лицеев, 17 гимназий, 6 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 8 вечерних (сменных) школ, а также 2 межшкольных учебных комбината.

Деятельность органов управления образованием, ориентированная на обновление содержания образования и повышение его качества, отразилась на вариативности муниципальной системы образования, которая подтверждается не только диверсификацией сети образовательных учреждений, но и многообразием учебных планов, программ и учебно-методических комплексов, реализуемых общеобразовательными учреждениями.

Существенным показателем устойчивого характера развития муниципальной системы образования является взвешенный и обоснованный подход образовательных учреждений к проектированию содержания образования. В учебных планах общеобразовательных учреждений существенно сократилось количество одночасовых предметов и курсов, увеличилось количество часов на преподавание предметов федерального компонента. Данная тенденция обоснована, во-первых, изменениями в нормативно-правовой базе функционирования образовательных учреждений (введение нового федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе, перехода единого государственного экзамена в штатный режим).

Введение единого государственного экзамена способствовало активизации деятельности общеобразовательных учреждений по внедрению независимых технологий оценки уровня учебных достижений обучающихся. Существенно возросло количество выпускников, участвующих в ЕГЭ по предметам по выбору.

Особое значение для развития муниципальной системы образования имеет инновационная деятельность. За последние пять лет существенно возросло количество учреждений, являющихся экспериментальными и пилотными площадками федерального, регионального, муниципального уровней по апробации актуальных направлений развития современного образования, совершенствованию и развитию структуры и содержания образования, введению государственных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана, организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, внедрению здоровьесберегающих технологий, разработке и внедрению целевых программ по духовно-нравственному воспитанию, других. 50 образовательных учреждений города имеют статус экспериментальной площадки. Из них статус федеральной экспериментальной площадки имеют 4 общеобразовательных учреждения: СОШ 76, "Эврика - Развитие", лицей N 1 "Классический", лицей N 14 "Экономический", региональной - 49.

Наиболее характерной чертой современного состояния системы образования является продолжение сотрудничества общеобразовательных учреждений с вузами. В настоящее время в комплекс "Школа - ВУЗ" входят 93 субъекта образования, из которых 53 сотрудничают с Южным федеральным университетом, 15 - с Ростовским государственным экономическим университетом, 7 - с Ростовским государственным строительным университетом, 7 - с Институтом управления, бизнеса и права, 6 - с Донским государственным техническим университетом.

Отличительной особенностью развития муниципальной системы образования на современном этапе является переход всех общеобразовательных учреждений на финансово-экономическую самостоятельность. Расширяется рынок дополнительных платных образовательных услуг и их разновидность.

В городе сохранена система дополнительного образования города, представленная 23 учреждениями и обеспечивающая обучение более 55 тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет (68% от общего числа обучающихся), а с учетом муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования культуры и спорта - 74%.

Расширена сеть учреждений дополнительного образования. Открыты новые детские объединения и клубы в соответствии с социальным заказом на образовательные услуги: "Школа танца" Центра детского творчества Ворошиловского района, где более 500 детей занимаются хореографическим искусством, новый корпус Дома детского творчества Первомайского района, капитально отремонтированы здания СДЮСШОР 10 и Дворец творчества детей и молодежи, построено футбольное поле на базе СОШ 109 для организации учебно-тренировочный процесса СДЮСШОР 6. За 4 года реализованы проекты профильного обучения детей в системе дополнительного образования: "Твой выбор", "Уроки профильного обучения", "Центр профильного самоопределения школьников", отрыта федеральная экспериментальная площадка на базе Дворца творчества детей и молодежи, созданы разноуровневые интеграционные модули на базе общеобразовательных учреждений по основным направлениям деятельности системы дополнительного

Важнейшим ресурсом системы образования был и остается человеческий ресурс. Определяющую роль в качественном изменении кадрового потенциала играет комплексный, программно-целевой подход к управлению персоналом. Реализуемый в городе проект "Кадры" качественно перерос в проекты "Развитие кадрового потенциала" и "Развитие человеческих ресурсов". В рамках этих проектов реализуются новые направления "Организация и повышение эффективности труда руководителя образовательного учреждения", "Стратегия новой школы", "Резерв руководящих кадров", "Молодые кадры - будущее Ростова", "Аттестация педагогических и руководящих работников", "Повышение квалификации руководящих и педагогических кадров", "Школа XXI века", направленные на повышение уровня профессионализма и компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования.

В муниципальной системе образования сегодня работают 10620 педагогов. За последние пять лет количество учителей, имеющих высшее образование, увеличилось на 6,6%. В рамках социального партнерства с вузами на договорной основе продолжают получать высшее образование педагоги, имеющие среднее специальное образование.

Изменились подходы к профессиональной подготовке и переподготовке руководящих и педагогических кадров. В рамках социального партнерства на договорной основе с высшими учебными заведениями за отчетный период 5956 работников образования прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по внедрению новых педагогических технологий в образовательный и воспитательный процессы по программам "Менеджмент в образовании", "Пользователь персонального компьютера", "Интернет-технологии в образовании", "Основы безопасности жизнедеятельности".

В целом в городе сформирована многоуровневая по содержанию и многообразная по структуре образовательная система, ориентированная на удовлетворение образовательных запросов населения, создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии страны.

Комплексная поэтапная реализация приоритетных социально-педагогических проектов, с одной стороны, привела к складыванию предпосылок для перехода муниципальной образовательной системы в новое качественное состояние, а с другой стороны, обнаружила ряд негативных тенденций процесса развития муниципальной системы образования:

- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;

- отсутствии организационно-педагогического обоснования развития новых форм получения образования (дистанционное образование, адекватные формы получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных маршрутов);

- слабое внедрение механизмов снижения нагрузки детей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья в рамках организации учебно-воспитательного процесса;

- непропорциональное развитие отдельных направлений дополнительного образования (слабое развитие технического творчества, детских театральных коллективов, военно-патриотических объединений);

- недостаточная занятость в системе дополнительного образования подростков группы риска и подростков, склонных к совершению противоправных действий;

- разработка и освоение инновационного содержания и технологий воспитания проходит в сложных условиях преодоления духовно-нравственного кризиса российского общества;