АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2010 года N 700
Об утверждении долгосрочной городской целевой программы "Развитие системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы"
В целях обеспечения устойчивого развития системы образования города, в соответствии с постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 15.09.2008 N 940 "О порядке разработки долгосрочных городских целевых программ, их формирования и реализации и порядке разработки ведомственных целевых программ, их формирования и реализации", распоряжением Администрации города Ростова-на-Дону от 14.07.2010 N 370 "О подготовке долгосрочной городской целевой программы "Развитие системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить долгосрочную городскую целевую программу "Развитие системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы" (приложение N 1).
2. МУ "Управление образования города Ростова-на-Дону" (А.П. Уваровский) обеспечить результативное и целевое использование средств бюджета, выделенных на реализацию программы в соответствии с бюджетной росписью.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы Администрации города Ростова-на-Дону (по социальным вопросам) В.В. Леденеву.
Долгосрочная городская целевая программа "Развитие системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы
1.Наименование Программы | "Развитие системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы" (далее по тексту - Программа) | ||||||
2.Инициатор разработки Программы | Муниципальное учреждение "Управление образования города Ростова-на-Дону" | ||||||
3.Основание для разработки Программы | Распоряжение Администрации города Ростова-на-Дону от 14.07.2010 N 370 "О подготовке долгосрочной городской целевой программы "Развитие системы образования города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы" | ||||||
4.Муниципальные заказчики Программы | Муниципальное учреждение "Управление образования города Ростова-на-Дону" | ||||||
5.Заказчик-координатор Программы | Муниципальное учреждение "Управление образования города Ростова-на-Дону" | ||||||
6.Разработчик Программы | Муниципальное учреждение "Управление образования города Ростова-на-Дону" | ||||||
7.Основная цель Программы | Обеспечение условий для удовлетворения потребности граждан, городского сообщества и рынка труда в качественном образовании, соответствующем инновационному развитию экономики, путем создания поливариативного образовательного пространства, оптимального ресурсного обеспечения учреждений сферы образования | ||||||
8.Основные задачи Программы | - создание гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования с целью обеспечения индивидуальной траектории развития каждого ребенка; | ||||||
9.Сроки и этапы реализации Программы | Срок реализации Программы: 2011 - 2015 годы | ||||||
10.Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий | Программа состоит из 7 разделов: | ||||||
11.Исполнители Программы | Муниципальное учреждение "Управление образования города Ростова-на-Дону" (далее по тексту Управление образования); | ||||||
12.Объемы и источники финансирования Программы | Источники | Общий объем (тыс. руб.) | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год (тыс. руб.) | 2015 год (тыс. руб.) |
Всего | 22644475,0 | 4371323,8 | 4473462,8 | 4564462,8 | 4590262,8 | 4644962,8 | |
федеральный | Объемы финансирования будут включены в Программу при отражении соответствующих расходов в федеральном бюджете | ||||||
областной | 7652150,0 | 1530430,0 | 1530430,0 | 1530430,0 | 1530430,0 | 1530430,0 | |
бюджет города | 14992325,0 | 2840893,8 | 2943032,8 | 3034032,8 | 3059832,8 | 3114532,8 | |
13.Ожидаемые кон ечные результаты реализации Программы | Программа обеспечит дальнейшую модернизацию муниципальной системы образования и приведет к устойчивому развитию инновационного образовательного пространства, обладающего свойствами целостности, открытости, доступности, информативности, обеспечивающего полноценное удовлетворение образовательных запросов населения на различные виды и формы образования | ||||||
14.Целевые индикаторы и показатели | Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в организациях различной организационно-правовой формы в общей численности детей от 3 до 7 лет | 80% | |||||
Доля охвата детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), обучающихся в системе предшкольного образования | 90% | ||||||
Доля детских дошкольных муницип альных учреждений в общем числе организаций оказывающих такие услуги | 90% | ||||||
Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования детей, в том числе их информационной открытостью (выборка 10% опрошенных родителей) | 60% | ||||||
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений с числом обучающихся на 3 ступени обучения менее 150 человек | 85% | ||||||
Удельный вес численности выпускников 11(12) классов, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, от общей численности выпускников 11 (12) классов | 99% | ||||||
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен не менее чем по 3 предметам от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене | 80% | ||||||
Удельный вес обучающихся 10-11 классов, обучающихся по программам профильного обучения | 55% | ||||||
Количество обучающихся, приходящихся на один компьютер | 15 | ||||||
Удельный вес численности школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения | 40% | ||||||
Удельный вес обучающихся, охваченных услугами организованного отдыха и занятостью | 92% | ||||||
Охват школьников сбалансированным горячим питанием | 95% | ||||||
Удовлетворенность населения качеством общего образования детей, в том числе их информационной открытостью (выборка 10% опрошенных родителей) | 60% | ||||||
Удельный вес детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и форм собственности | 78% | ||||||
Удельный вес детей, привлеченных к систематическим занятиям физической культурой и спортом (от общего числа обучающихся) | 45% | ||||||
Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей, в том числе их информационной открытостью (выборка 10% опрошенных родителей) | 70% | ||||||
Удельный вес образовательных учреждений, оснащенных на входе камерами наблюдения | 30% | ||||||
Удельный вес образовательных учреждений, оснащенных приборами вывода радиосигнала о пожаре на пульт "01" | 100% | ||||||
Количество приемных семей в муниципальном образовании | 15 | ||||||
Удельный вес обучающихся и воспитан-ников образовательных учреждений, охваченных мероприятиями профилактической направленности | 99% | ||||||
Доля педагогических работников, занимающихся инновационной деятельностью, участвующих в смотрах и конкурсах | 45% | ||||||
15.Система организации контроля за исполнением Программы | Уп равление образования города представляет в Управление экономического развития и МУ "Муниципальное казначейство города Ростова-на-Дону" (далее по тексту Муниципальное казначейство) информацию о ходе выполнения программы в соответствии с порядком, установленным постановлением Мэра города от 15.08. 2008 N 940. В случае внесения в отчетном периоде изменений в долгосрочную городскую целевую программу муниципальный заказчик представляет копию документов, свидетельствующих о внесении соответствующих изменений. |
Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Цель политики модернизации российского образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность образования.
В настоящее время организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и стратегическая инициатива "Наша новая школа", в которых в качестве стратегической обозначена цель повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в сфере образования; совершенствование экономических механизмов функционирования системы.
В период с 2007 по 2010 годы в ходе реализации мероприятий городской целевой программы "Развитие системы образования города на 2007-2010 годы" был реализован пакет социально-педагогических проектов, которые касались первоочередных мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов образования, информатизации и материально-техническому оснащению образовательных учреждений, работе с одаренными и талантливыми детьми, развитию систем дошкольного и дополнительного образования. Это обеспечило достижение позитивных результатов в развитии системы муниципального образования.
Дошкольное образование - начало систематического образования детей, его первое звено. За период с 2007 по 2010 годы муниципальная сеть дошкольных образовательных учреждений увеличилась со 154 до 162 учреждений, из которых: 46 детских садов 1 категории - Центров развития ребенка, 109 детских садов 2 категории, 3 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста - прогимназии. Вариативная дошкольная сеть позволила увеличить количество детей, посещающих дошкольные учреждения, на 12,2%.
В дошкольных учреждениях реализуются современные развивающие образовательные программы и технологии: "Развитие" Венгера Л.А., "Радуга" Дороновой Т.Н., "Детство" Бабаевой Т.И., "Истоки" Парамонова Л.А., "Кроха" Григорьевой Г.Г. Заложены основы системы предшкольной подготовки. В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы предшкольной подготовки детей. Сегодня предшкольным образованием охвачено 85% детей в возрасте 5-6 лет.
За период с 2007 по 2010 год на 9% увеличилось количество педагогов дошкольных учреждений, имеющих высшее профессиональное образование.
Система общего образования является центральным звеном муниципальной системы образования. За период с 2007 года структура муниципальной сети претерпела изменения. По результатам аттестации и государственной аккредитации 18 учреждений города повысили свой статус. Таким образом, по состоянию на 01 января 2010 года сеть муниципальных учреждений общего образования включает 124 общеобразовательных учреждения: 74 средних школ, 17 лицеев, 17 гимназий, 6 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 8 вечерних (сменных) школ, а также 2 межшкольных учебных комбината.
Деятельность органов управления образованием, ориентированная на обновление содержания образования и повышение его качества, отразилась на вариативности муниципальной системы образования, которая подтверждается не только диверсификацией сети образовательных учреждений, но и многообразием учебных планов, программ и учебно-методических комплексов, реализуемых общеобразовательными учреждениями.
Существенным показателем устойчивого характера развития муниципальной системы образования является взвешенный и обоснованный подход образовательных учреждений к проектированию содержания образования. В учебных планах общеобразовательных учреждений существенно сократилось количество одночасовых предметов и курсов, увеличилось количество часов на преподавание предметов федерального компонента. Данная тенденция обоснована, во-первых, изменениями в нормативно-правовой базе функционирования образовательных учреждений (введение нового федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе, перехода единого государственного экзамена в штатный режим).
Введение единого государственного экзамена способствовало активизации деятельности общеобразовательных учреждений по внедрению независимых технологий оценки уровня учебных достижений обучающихся. Существенно возросло количество выпускников, участвующих в ЕГЭ по предметам по выбору.
Особое значение для развития муниципальной системы образования имеет инновационная деятельность. За последние пять лет существенно возросло количество учреждений, являющихся экспериментальными и пилотными площадками федерального, регионального, муниципального уровней по апробации актуальных направлений развития современного образования, совершенствованию и развитию структуры и содержания образования, введению государственных стандартов общего образования и федерального базисного учебного плана, организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, внедрению здоровьесберегающих технологий, разработке и внедрению целевых программ по духовно-нравственному воспитанию, других. 50 образовательных учреждений города имеют статус экспериментальной площадки. Из них статус федеральной экспериментальной площадки имеют 4 общеобразовательных учреждения: СОШ 76, "Эврика - Развитие", лицей N 1 "Классический", лицей N 14 "Экономический", региональной - 49.
Наиболее характерной чертой современного состояния системы образования является продолжение сотрудничества общеобразовательных учреждений с вузами. В настоящее время в комплекс "Школа - ВУЗ" входят 93 субъекта образования, из которых 53 сотрудничают с Южным федеральным университетом, 15 - с Ростовским государственным экономическим университетом, 7 - с Ростовским государственным строительным университетом, 7 - с Институтом управления, бизнеса и права, 6 - с Донским государственным техническим университетом.
Отличительной особенностью развития муниципальной системы образования на современном этапе является переход всех общеобразовательных учреждений на финансово-экономическую самостоятельность. Расширяется рынок дополнительных платных образовательных услуг и их разновидность.
В городе сохранена система дополнительного образования города, представленная 23 учреждениями и обеспечивающая обучение более 55 тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет (68% от общего числа обучающихся), а с учетом муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования культуры и спорта - 74%.
Расширена сеть учреждений дополнительного образования. Открыты новые детские объединения и клубы в соответствии с социальным заказом на образовательные услуги: "Школа танца" Центра детского творчества Ворошиловского района, где более 500 детей занимаются хореографическим искусством, новый корпус Дома детского творчества Первомайского района, капитально отремонтированы здания СДЮСШОР 10 и Дворец творчества детей и молодежи, построено футбольное поле на базе СОШ 109 для организации учебно-тренировочный процесса СДЮСШОР 6. За 4 года реализованы проекты профильного обучения детей в системе дополнительного образования: "Твой выбор", "Уроки профильного обучения", "Центр профильного самоопределения школьников", отрыта федеральная экспериментальная площадка на базе Дворца творчества детей и молодежи, созданы разноуровневые интеграционные модули на базе общеобразовательных учреждений по основным направлениям деятельности системы дополнительного
Важнейшим ресурсом системы образования был и остается человеческий ресурс. Определяющую роль в качественном изменении кадрового потенциала играет комплексный, программно-целевой подход к управлению персоналом. Реализуемый в городе проект "Кадры" качественно перерос в проекты "Развитие кадрового потенциала" и "Развитие человеческих ресурсов". В рамках этих проектов реализуются новые направления "Организация и повышение эффективности труда руководителя образовательного учреждения", "Стратегия новой школы", "Резерв руководящих кадров", "Молодые кадры - будущее Ростова", "Аттестация педагогических и руководящих работников", "Повышение квалификации руководящих и педагогических кадров", "Школа XXI века", направленные на повышение уровня профессионализма и компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования.
В муниципальной системе образования сегодня работают 10620 педагогов. За последние пять лет количество учителей, имеющих высшее образование, увеличилось на 6,6%. В рамках социального партнерства с вузами на договорной основе продолжают получать высшее образование педагоги, имеющие среднее специальное образование.
Изменились подходы к профессиональной подготовке и переподготовке руководящих и педагогических кадров. В рамках социального партнерства на договорной основе с высшими учебными заведениями за отчетный период 5956 работников образования прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по внедрению новых педагогических технологий в образовательный и воспитательный процессы по программам "Менеджмент в образовании", "Пользователь персонального компьютера", "Интернет-технологии в образовании", "Основы безопасности жизнедеятельности".
В целом в городе сформирована многоуровневая по содержанию и многообразная по структуре образовательная система, ориентированная на удовлетворение образовательных запросов населения, создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии страны.
Комплексная поэтапная реализация приоритетных социально-педагогических проектов, с одной стороны, привела к складыванию предпосылок для перехода муниципальной образовательной системы в новое качественное состояние, а с другой стороны, обнаружила ряд негативных тенденций процесса развития муниципальной системы образования:
- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;