2.1. Введение
Разработка "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 годы" проводится в соответствии с Основными положениями государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренными Указом Президента РФ от 04.02.1994 года N 236, требованиями Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", Закона Пермской области "Об охране окружающей природной среды", Концепции комплексной экологической программы города Перми на 2001 - 2005 годы (утверждена решением Научно - технического совета при МУЭП, протокол N 1 от 10.10.99), в развитие "Комплексной экологической программы г. Перми на 1996 - 2000 гг.", на основе анализа экологических проблем в г. Перми.
Впервые в "Комплексной экологической программе г. Перми на 2001 - 2005 гг." (далее - Программа):
1. Реализована координирующая роль муниципалитета в области охраны окружающей среды города между государственными специально уполномоченными органами управления, что является значительным вкладом в совершенствование функций местного самоуправления.
2. Определены новые основные приоритеты муниципальной природоохранной деятельности: улучшение качества водной среды, создание системы обращения отходов, улучшение качества атмосферы, оздоровление населения.
3. Обоснованы, разработаны и согласованы с исполнителями уровни показателей по снижению загрязнения водной среды, атмосферы, в сфере обращения отходов и оздоровлению населения г. Перми. Мероприятия по достижению этих показателей включены в Программу.
4. Запланировано внедрение в сферу деятельности муниципальных органов допустимых антропогенных нагрузок для г. Перми по питьевой воде, продуктам питания, атмосферному воздуху и сумме путей поступления загрязняющих веществ в организм человека.
5. Предусмотрено проведение экологической инвентаризации города, как основы для принятия управленческих решений, с централизацией всей полученной в ее ходе информации в администрации города.
6. Программа разработана с учетом результатов фактического выполнения ныне действующих федеральных, региональных, областных и городских программ, мероприятия которых относятся к охране окружающей среды г. Перми.
Программа подготовлена Уральским государственным научно - исследовательским институтом региональных экологических проблем (УралНИИ "Экология") Министерства природных ресурсов России совместно с муниципальным управлением по экологии и природопользованию администрации г. Перми.
2.2. Характеристика проблемы
Основные экологические проблемы города Перми выявлены и сформулированы на основании анализа состояния природной среды, хозяйственной деятельности и здоровья населения.
Город Пермь представляет сложную социальную эколого - экономическую систему, функционирование которой направлено на обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности населения в сферах труда, отдыха и быта. Обобщающим, результирующим показателем удовлетворенности населения совокупной деятельностью этих сфер является здоровье населения. Анализ распространенности заболеваний и его динамика указывает на тенденцию роста распространенности заболеваний среди взрослого и детского населения. Первое место в общей структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (свыше 60%). В Индустриальном районе, как районе наиболее интенсивной химической нагрузки, наблюдается наибольший темп прироста заболеваемости новообразованиями.
Основной водной артерией города является река Кама, которая дает возможность развиваться многим отраслям промышленности, в том числе машиностроению, химической, нефтеперерабатывающей. В свою очередь, интенсивное антропогенное загрязнение реки и ее притоков промышленными, сельскохозяйственными и коммунально - бытовыми сточными водами, нефтью и нефтепродуктами приводит к ухудшению экологического состояния водных объектов. Наибольший вклад в загрязнение поверхностных источников вносят МП "Пермводоканал", АО "Пермский ЦБК", АО "Камкабель", АО "Пермские моторы" и др.
Анализ состояния водных объектов города показывает:
- состояние р. Кама, ее притоков неудовлетворительно по санитарно - химическим и микробиологическим показателям;
- динамика загрязнения поверхностных водных объектов практически не меняется, снижение объемов производства оказывает незначительное влияние на их состояние, ИЗВ р. Камы в черте города составляет от 2,81 до 3,42, что соответствует IV классу "вода загрязненная";
- прибрежные зоны захламлены строительным и бытовым мусором, наблюдаются эрозионные процессы;
- значительная часть подземных водных источников (скважины) находится в неудовлетворительном состоянии и не может использоваться для целей питьевого водоснабжения;
- значительно вторичное загрязнение питьевой воды, связанное с централизованными системами водоподготовки (хлорирование) и неудовлетворительным состоянием систем централизованного водоснабжения;
- водопотребление питьевой воды остается очень высоким - 270 л на человека в сутки.
Для оценки загрязненности атмосферного воздуха используется такой показатель как индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), который в целом по городу превышает среднее значение (в диапазоне 5,0 - 8,0). В 1999 году ИЗА по городу составил 12,3; в 2000 году - 14,6. Наиболее высокий уровень загрязнения атмосферы имеет место в Мотовилихинском и Индустриальном районах (16,2 и 13,2 соответственно). Анализ данных показывает, что тенденция уменьшения выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями, связанная с общим сокращением или частичной остановкой многих производственных мощностей, уходит в прошлое, увеличиваются и выбросы от автотранспорта, что обусловлено значительным ростом количества транспортных средств. Рост выбросов от автотранспорта приводит к сохранению высокого уровня загрязнения такими вредными веществами, как диоксид азота, формальдегид, оксид углерода.
Общий объем отходов на территории города складывается из отходов производства (отходы промышленных предприятий) и потребления (твердые бытовые отходы). Одной из основных проблем обращения с отходами на промышленных предприятиях является необходимость их длительного хранения на специализированных объектах, что приводит к накоплению отходов на предприятиях. На предприятиях, в границах отведенных им земельных участков, расположено около 30 объектов захоронения отходов производства. Отсутствие общегородской комплексной системы сбора мусора, в том числе на отдельных территориях (частный сектор, гаражные и садовые кооперативы и др.), приводит к наличию большого количества стихийных (несанкционированных) свалок на берегах малых рек, вокруг кооперативов, в лесных массивах и жилой зоне.
Почвы, растительный и животный мир испытывают значительные антропогенные и техногенные нагрузки, что вызывает:
- дополнительное загрязнение почв токсичными элементами, накладываемое на их повышенное фоновое содержание; подтопление и заболачивание земель в городской черте;
- захламление лесов бытовыми отходами, заболачивание лесов вследствие строительства дорог и объектов инженерной инфраструктуры, старение лесов и объектов городского озеленения;
- неустойчивость обитания видов животных, занесенных в Красную Книгу, доминирование синантропных видов, являющихся распространителями вирусных инфекций, опасных для человека и домашних животных.
Анализ современного состояния природной среды, хозяйственной деятельности и здоровья населения г. Перми позволил выявить и сформулировать основные проблемы города в области охраны окружающей среды.