РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2001 года N 77
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ Г. ПЕРМИ НА 2001 - 2005 ГГ."
(в редакции решения Пермской городской Думы от 19.04.2005 N 62)
В соответствии со ст. 41 Устава города Перми Пермская городская Дума решила:
1. Утвердить "Комплексную экологическую программу г. Перми на 2001 - 2005 гг." согласно приложению.
2. Утвердить на 2001 год бюджетное финансирование "Комплексной экологической программы на 2001 - 2005 гг." в сумме 643,0 тыс. рублей.
3. Контроль за выполнением решения возложить на комиссию по социальной политике Пермской городской Думы (Буторин А.С.)
Глава города
А.Л.КАМЕНЕВ
КОМПЛЕКСНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА ПЕРМИ НА 2001 - 2005 ГГ.
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Основные положения Программы
2.1. Введение
2.2. Характеристика проблемы
2.3. Цель и задачи Программы
2.4. Основные пути реализации Программы
2.5. Сроки и этапы реализации Программы
2.6. Система программных мероприятий
3. Обеспечение реализации Программы
3.1. Правовое обеспечение Программы
3.2. Организация управления реализацией Программы
3.3. Ресурсное обеспечение Программы
4. Ожидаемый социально - экономический эффект от реализации программных мероприятий
5. Приложение 1: Перечень инвестиционных проектов
6. Приложение 2: Перечень научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ
7. Приложение 3: Система количественных показателей "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 гг."
Наименование "Комплексная экологическая программа города Перми
Программы на 2001 - 2005 гг."
Цель Программы Стабилизация и оздоровление экологической
обстановки в городе и обеспечение экологической
безопасности его населения и территории
Муниципальный Администрация города Перми в лице заместителя
заказчик Главы города Жданова О.М.
Руководитель Начальник муниципального управления по экологии и
Программы природопользованию Сединина В.А.
Головной Уральский государственный научно -
разработчик исследовательский институт региональных
Программы экологических проблем УралНИИ "Экология"
Сроки 2001 - 2005 гг.
реализации
Объемы В 2001 году - 643,0 тыс. руб. по статье бюджета
финансирования "Городские целевые программы"
7228,0 тыс. руб. по статье бюджета
"Горэкофонд"
1336547,0 тыс. руб. собственные средства
предприятий (справочно)
Объем финансирования уточняется ежегодно. При
реализации программных мероприятий используются
привлеченные средства предприятий.
2.1. Введение
Разработка "Комплексной экологической программы г. Перми на 2001 - 2005 годы" проводится в соответствии с Основными положениями государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренными Указом Президента РФ от 04.02.1994 года N 236, требованиями Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", Закона Пермской области "Об охране окружающей природной среды", Концепции комплексной экологической программы города Перми на 2001 - 2005 годы (утверждена решением Научно - технического совета при МУЭП, протокол N 1 от 10.10.99), в развитие "Комплексной экологической программы г. Перми на 1996 - 2000 гг.", на основе анализа экологических проблем в г. Перми.
Впервые в "Комплексной экологической программе г. Перми на 2001 - 2005 гг." (далее - Программа):
1. Реализована координирующая роль муниципалитета в области охраны окружающей среды города между государственными специально уполномоченными органами управления, что является значительным вкладом в совершенствование функций местного самоуправления.
2. Определены новые основные приоритеты муниципальной природоохранной деятельности: улучшение качества водной среды, создание системы обращения отходов, улучшение качества атмосферы, оздоровление населения.
3. Обоснованы, разработаны и согласованы с исполнителями уровни показателей по снижению загрязнения водной среды, атмосферы, в сфере обращения отходов и оздоровлению населения г. Перми. Мероприятия по достижению этих показателей включены в Программу.
4. Запланировано внедрение в сферу деятельности муниципальных органов допустимых антропогенных нагрузок для г. Перми по питьевой воде, продуктам питания, атмосферному воздуху и сумме путей поступления загрязняющих веществ в организм человека.
5. Предусмотрено проведение экологической инвентаризации города, как основы для принятия управленческих решений, с централизацией всей полученной в ее ходе информации в администрации города.
6. Программа разработана с учетом результатов фактического выполнения ныне действующих федеральных, региональных, областных и городских программ, мероприятия которых относятся к охране окружающей среды г. Перми.
Программа подготовлена Уральским государственным научно - исследовательским институтом региональных экологических проблем (УралНИИ "Экология") Министерства природных ресурсов России совместно с муниципальным управлением по экологии и природопользованию администрации г. Перми.
2.2. Характеристика проблемы
Основные экологические проблемы города Перми выявлены и сформулированы на основании анализа состояния природной среды, хозяйственной деятельности и здоровья населения.
Город Пермь представляет сложную социальную эколого - экономическую систему, функционирование которой направлено на обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности населения в сферах труда, отдыха и быта. Обобщающим, результирующим показателем удовлетворенности населения совокупной деятельностью этих сфер является здоровье населения. Анализ распространенности заболеваний и его динамика указывает на тенденцию роста распространенности заболеваний среди взрослого и детского населения. Первое место в общей структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (свыше 60%). В Индустриальном районе, как районе наиболее интенсивной химической нагрузки, наблюдается наибольший темп прироста заболеваемости новообразованиями.
Основной водной артерией города является река Кама, которая дает возможность развиваться многим отраслям промышленности, в том числе машиностроению, химической, нефтеперерабатывающей. В свою очередь, интенсивное антропогенное загрязнение реки и ее притоков промышленными, сельскохозяйственными и коммунально - бытовыми сточными водами, нефтью и нефтепродуктами приводит к ухудшению экологического состояния водных объектов. Наибольший вклад в загрязнение поверхностных источников вносят МП "Пермводоканал", АО "Пермский ЦБК", АО "Камкабель", АО "Пермские моторы" и др.
Анализ состояния водных объектов города показывает:
- состояние р. Кама, ее притоков неудовлетворительно по санитарно - химическим и микробиологическим показателям;
- динамика загрязнения поверхностных водных объектов практически не меняется, снижение объемов производства оказывает незначительное влияние на их состояние, ИЗВ р. Камы в черте города составляет от 2,81 до 3,42, что соответствует IV классу "вода загрязненная";
- прибрежные зоны захламлены строительным и бытовым мусором, наблюдаются эрозионные процессы;
- значительная часть подземных водных источников (скважины) находится в неудовлетворительном состоянии и не может использоваться для целей питьевого водоснабжения;
- значительно вторичное загрязнение питьевой воды, связанное с централизованными системами водоподготовки (хлорирование) и неудовлетворительным состоянием систем централизованного водоснабжения;
- водопотребление питьевой воды остается очень высоким - 270 л на человека в сутки.
Для оценки загрязненности атмосферного воздуха используется такой показатель как индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), который в целом по городу превышает среднее значение (в диапазоне 5,0 - 8,0). В 1999 году ИЗА по городу составил 12,3; в 2000 году - 14,6. Наиболее высокий уровень загрязнения атмосферы имеет место в Мотовилихинском и Индустриальном районах (16,2 и 13,2 соответственно). Анализ данных показывает, что тенденция уменьшения выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями, связанная с общим сокращением или частичной остановкой многих производственных мощностей, уходит в прошлое, увеличиваются и выбросы от автотранспорта, что обусловлено значительным ростом количества транспортных средств. Рост выбросов от автотранспорта приводит к сохранению высокого уровня загрязнения такими вредными веществами, как диоксид азота, формальдегид, оксид углерода.
Общий объем отходов на территории города складывается из отходов производства (отходы промышленных предприятий) и потребления (твердые бытовые отходы). Одной из основных проблем обращения с отходами на промышленных предприятиях является необходимость их длительного хранения на специализированных объектах, что приводит к накоплению отходов на предприятиях. На предприятиях, в границах отведенных им земельных участков, расположено около 30 объектов захоронения отходов производства. Отсутствие общегородской комплексной системы сбора мусора, в том числе на отдельных территориях (частный сектор, гаражные и садовые кооперативы и др.), приводит к наличию большого количества стихийных (несанкционированных) свалок на берегах малых рек, вокруг кооперативов, в лесных массивах и жилой зоне.
Почвы, растительный и животный мир испытывают значительные антропогенные и техногенные нагрузки, что вызывает:
- дополнительное загрязнение почв токсичными элементами, накладываемое на их повышенное фоновое содержание; подтопление и заболачивание земель в городской черте;
- захламление лесов бытовыми отходами, заболачивание лесов вследствие строительства дорог и объектов инженерной инфраструктуры, старение лесов и объектов городского озеленения;
- неустойчивость обитания видов животных, занесенных в Красную Книгу, доминирование синантропных видов, являющихся распространителями вирусных инфекций, опасных для человека и домашних животных.
Анализ современного состояния природной среды, хозяйственной деятельности и здоровья населения г. Перми позволил выявить и сформулировать основные проблемы города в области охраны окружающей среды.
Водные ресурсы.
1. Высокий уровень удельного водопотребления населения (270 л/чел в сутки в 2000 г.).
2. Неудовлетворительное состояние рек г. Перми по санитарно - химическим и микробиологическим показателям,
3. Значительное вторичное загрязнение питьевой воды, связанное с централизованными системами водоподготовки (хлорирование) и неудовлетворительным состоянием систем доставки воды потребителям.
4. Подземные водные источники требуют обустройства и систематического наблюдения за качеством воды.
Отходы.
1. Отсутствие системы управления отходами в городе.
2. Ежегодное увеличение накопления отходов при неполном учете их образования.
3. Наличие многочисленных несанкционированных свалок ТБО.
4. Отсутствие мусоросортировочных и мусороперерабатывающих производств.
5. Переполнение существующего полигона, отсутствие иных мест захоронения отходов.
Атмосфера.