ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Образование - особый институт социализации и духовного воспроизводства человека разумного в каждом индивиде на основе целенаправленной творческой передачи ему опыта, знаний, культурных ценностей человечества в процессе развивающего его личность обучения и воспитания, опосредованных собственной активной деятельностью этой личности.
Система образования - а) общественно необходимая ступень исторического развития образования, обеспечивающая длительную трансляцию определенной формы культуры и воспроизведение ее в деятельности обучаемых личностей; б) совокупность образовательных учреждений и всех их форм деятельности, обеспечивающих достижение целей и идеалов образования в определенном обществе.
Развитие образования - социально обусловленный, закономерный процесс смены, качественного обновления и совершенствования системы образования в соответствии с новыми общественными целями, идеалами, достижениями материальной и духовной культуры. Развитие образования в современную эпоху происходит на основе его сознательного реформирования (среднесрочного и долгосрочного) в соответствии с прогрессивными мировыми и отечественными тенденциями его изменения.
Устойчивое развитие образования - качественное обновление системы образования, обеспечивающее и прогресс образования, и надежное функционирование образовательных учреждений, не снижая здоровья субъектов образовательной деятельности при неуклонном повышении качества их воспитания и развивающего обучения.
Концепция развития образования - целостное, научно осмысленное знание о принципах и закономерностях развития новой системы образования; о целях, задачах, способах ее освоения в коллективной и индивидуальной деятельности субъектов образования. Концепция развития образования может разрабатываться как для всей системы образования, так и для ее ведущих направлений, условий организации, блоков учебных дисциплин.
Программа развития образования - определенная (на основе концепции) последовательность качественных изменений системы образования, которая заложена в ее структуре и реализуется при определенном планомерном воздействии на нее для достижения поставленных целей и решения вытекающих из них задач преобразования старой системы в новую (более совершенную). Вместе с тем программа - это и особый документ, отражающий в тексте содержание программы развития образования для целенаправленного управления им.
Модернизация образования - преемственный процесс совершенствования, доразвития традиционной системы образования с целью ее глубокого реформирования (поэтапного перехода) в новую гуманистическую систему образования в соответствии с исторической задачей модернизации индустриального общества в постиндустриальное ("информационное") общество.
Реформирование образования - управляемый всеми субъектами образовательной деятельности эволюционный процесс качественного обновления системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях ее организации в соответствии с разработанными концепциями и программами (Национальной доктриной, ФПРО, местными программами).
Инновационная деятельность - способ общественного развития, деятельность людей, сознательно направленная на реализацию нововведений в развивающейся системе с целью ее запланированного преобразования. Совокупность необходимых программируемых нововведений в систему образования и деятельность по их внедрению с целью преобразования технократической системы образования в гуманистическую составляет суть инновационной деятельности в образовании.
Философия образования - система мировоззренческих, методологических, ценностных основоположений и общих ориентиров определенной системы образования, а также процесс философского осмысления общих закономерностей развития и функционирования исторических систем образования и всех форм педагогической деятельности.
Субъект образования (образовательной деятельности) - самостоятельно (свободно) и осознанно самоопределяющийся и саморазвивающийся человек (или коллектив людей) в образовательной деятельности, активный соучастник ее прогрессивного преобразования. Воспитание субъекта образования в каждом его участнике суть научно-гуманистической системы образования и развивающего обучения.
Парадигма системы образования - совокупность общественно значимых основоположений, норм, установок, идеалов образовательной деятельности (процесса), принятых в определенном обществе (сообществе субъектов образования). Парадигма научно-гуманистической системы образования (НГСО) - воспитание саморазвивающейся личности (индивидуальности) ребенка как субъекта права и активного субъекта основных форм деятельности человека.
Идеология образования - это система идей, принципов, установок, ценностей, целей, характеризующих общественно необходимые экономические, политические, правовые, философские, нравственные, эстетические стороны общего основания развития гуманистической системы образования под углом зрения интересов прогрессивного мирового сообщества, демократической части российского общества в каждом регионе; необходимое интегрирующее (переходное) звено, соединяющее философию образования, концепцию определенной системы образования и образовательную политику в единое целое (см. Программу: раздел I, 4.5.).
Образовательный идеал - см. Программу: раздел I, 4.4.
Научно-гуманистическая система образования (НГСО) - см. Программу: раздел I, 4.1.
Демократизация образования - закономерный процесс освоения в системе образования принципов, норм, прав, ценностей демократического общества на основе диалогической культуры с целью воспитания и самовоспитания всех субъектов образования как свободных граждан развивающегося гражданского общества и правового государства.
Гуманизация образования - необходимая сторона закономерной исторической тенденции гуманизации всех общественных отношений в социокультурном развитии человека, распространение гуманистического мировоззрения и практического гуманизма на сферу образования. Гуманизировать образование - значит, все более осмысленно направлять его на всестороннее развитие в нем каждого человека (субъекта образования) и прежде всего ребенка.
Гуманитаризация образования - это процесс конкретизации гуманизации образования, применительно к духовной жизни каждого ребенка, средство ее осуществления в соответствии с индивидуальными интересами, способностями ее осуществления в соответствии с индивидуальными интересами, способностями развития каждой личности на основе приобщения ее к ценностям культуры; это направленность образования (в частях и в целом) на воспитание в каждом ребенке самостоятельной, свободной личности (творческой индивидуальности), способной в диалоге с миром осваивать, понимать, переживать в себе духовную жизнь общества, ценности истории культуры и осмыслено участвовать своим творчеством, поступками в культурной жизни общества, преображая себя и мир.
Технократизм - устаревшая форма функционирования научно-просветительской системы образования (и форма мировоззрения в ней), порождающая отчуждение массового образования от индивидуального развития личности ученика, лишающая всех участников образовательного процесса качества субъектов творческой деятельности, превращающая их в средство тиражирования готовых знаний, норм, бессмысленной зубрежки.
Развивающее обучение - наиболее прогрессивная демократическая форма обучения детей всестороннему развитию (саморазвитию) в меру становления их индивидуальных способностей на основе их собственной деятельности и воспроизведения в ней коллективного опыта человеческой деятельности.
Индивидуализация образования - прогрессивное направление развития образования, органично связывающее содержание и методы образовательного процесса со становлением индивидуальности всех учащихся.
Личность - социальное качество человека как индивида и члена общества, содержащее в себе совокупность интегрированных социально значимых черт, образовавшихся в процессе его обучения и воспитания в обществе и в результате его активной деятельности в нем. Личность характеризуется совокупностью статусов в обществе, мировоззрением, ролями, жизненной программой, идеалами, ценностями, уровнем культуры.
Индивидуальность - способность личности быть причиной самой себя. Интегральная характеристика человека как саморазвивающейся личности и творческого субъекта деятельности, в которой раскрывается автономность и оригинальность личности, ее собственный стиль жизни и масштаб творческой самореализации, способность быть "художником" своей жизнедеятельности.
Правовая культура в системе образования - уровень освоения всеми субъектами образовательной деятельности правовой культуры демократического гражданского общества и прежде всего прав и свобод ребенка, человека, гражданина. В правовую культуру личности входит уровень ее правовых знаний, правовой компетентности, самостоятельных правовых действий и поступков.
Экологизация образования - направление развития образования, которое заключает в себе процесс системного осмысления всеми субъектами образования, во всех образовательных дисциплинах экологических взаимоотношений человека и природы, а также процесс интегрального воспитания в каждом ребенке субъекта разумного решения экологической проблемы, оптимизации социо-природных отношений.
Непрерывное образование - это новая тенденция системно развивающегося образования, охватывающая все этапы жизненного пути человека, включающая в себя адекватные этим этапам последовательно сменяющиеся формы образования и самообразования человека, обеспечивающие более полное развитие его творческих способностей.
Опережающее образование - это инновационное по сути образование, направленное не столько на освоение "культуры прошлого", сколько на развитие культуры созидания будущего. Это развивающее обучение личностей, способных к проективной детерминации будущего, прогнозированию новых возможных процессов, событий из переосмысления опыта прошлого и осмысления закономерных тенденций развития в будущее.