2.4.1. Анализ ситуации
Позитивные тенденции
С 1995 года г. Пермь является пилотным регионом в рамках проекта TACIS по экономическому образованию.
В настоящее время:
- экономика введена в учебный план и преподается в старших классах в 108 школах города;
- кроме общеобразовательных, в городе существуют профильные экономические классы в школах N 5, 17, 32, 145, гимназии N 2, лицее N 4 и других школах, в частности, тех, где есть базовые классы ВШЭ (экономика ведется по программе подготовительных курсов);
- 52 школы ведут преподавание экономики в среднем звене;
- появляется преподавание экономики в начальной школе - в виде интегрированных и самостоятельных уроков (школы N 31, 32, 17, 48, 135, лицей N 2, гимназия N 2);
- все большее развитие получает дополнительное образование в самых различных формах. Его основные направления: экономическое образование для тех школьников, у которых экономика в школе не ведется, например, детский юношеский клуб "Сигнал" (Индустриальный район) и внеклассная работа в школах, где есть преподавание экономики (молодежный интеллектуальный клуб в школе N 32, различные другие формы работы в школах N 145, 17, лицее N 4);
- интегрирование экономики с другими предметами (математикой, историей, географией, литературой, английским языком) ведется во многих школах и позволяет углубить интеллект, кругозор учащихся, сформировать столь необходимое современным детям экономическое мышление;
- отрабатываются подходы по углубленному изучению экономических дисциплин в системе профессионального образования (МОУ СПТУ "Альтер");
- ежегодно проводятся городские организационно-методические мероприятия (конференции, совещания и др.), создаются ВТК, инициативные группы, педагогические объединения, ведется сбор методических материалов, разрабатываются и издаются сборники методических и информационных материалов, публикуются тезисы докладов;
- ежегодно школьники принимают участие во всероссийских олимпиадах и конференциях, каждый раз показывая высокие результаты и занимая призовые места;
- при ЦРО в течение нескольких лет действовало городское методическое объединение учителей экономики, в настоящее время создана учебно-практическая лаборатория по экономическому образованию. В городе действует муниципальный центр экономического образования, при ГКОН существует координационный совет по экономическому образованию;
- ЦРО осуществляет научно-методическое сопровождение преподавателей экономики в ОУ города, действуют опорные школы в области экономического образования (МОУ "Лицей N 4", и МОУ "Средняя школа N 32").
Негативные тенденции:
- в 46 школах города экономика не преподается;
- слабая обеспеченность ОУ учебниками и учебными пособиями;
- система повышения квалификации учителей экономики и руководителей ОУ имеет незавершенный характер;
- недостаточное количество методических и дидактических материалов для преподавания экономики в ОУ;
- ощущается потребность в создании кабинета методической литературы по экономике при одном из образовательных заведений (МОУ "Центр экономического образования", ЦРО, ПГПУ, ГУ-ВШЭ);
- ощущается потребность в проведении научно-методических работ, связанных с созданием методических и дидактических материалов по региональной экономике;
- не получила широкого распространения система дополнительного экономического образования;
- не решены вопросы интеграции общего и дополнительного образования;
- требуют проработки до уровня методических рекомендаций и учебно-методических комплексов вопросы интеграции экономики с другими предметами;
- низка компетентность по экономическим вопросам у преподавателей неэкономических дисциплин;
- не налажен в должной мере обмен опытом между учителями экономики;
- не отлажена система мониторинга качества экономического образования;