Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2005 ГОДА"

2.3. Правовое образование учащихся в ОУ г. Перми


2.3.1. Анализ ситуации

Актуальность развития правового образования (обучения и воспитания) в ОУ города определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности, что неоднократно подчеркивалось в документах правительства РФ. Стратегия развития обществоведческого (в том числе правового) образования в ОУ, определенная Министерством образования РФ, предполагает коренное обновление школьного обществоведческого образования с целью обеспечения становления Российского демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека.

За последние 5 лет в системе правового образования произошли существенные положительные сдвиги: правовое образование рассматривается в настоящее время в контексте общегуманитарного (обществоведческого) образования; прошли процессы деидеологизации содержания; внедряются новые активные технологии и методики правового образования; Министерством образования РФ утвержден обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников основной и средней школы, предложено достаточное количество программ и учебников по правоведческим курсам (авторы: Шилобод, Мушинский, Соколов и др.), обеспечивающих вариативность в преподавании правоведческих курсов в школе. Практически ко всем программам и учебникам по праву прилагаются методико-дидактические пособия, тетради для учащихся.

Основными тенденциями правового образования г. Перми на современном этапе являются:

- ориентация на практическую значимость правовых курсов, социализацию и социальную адаптацию учащегося (разработка и внедрение практико-ориентированных курсов "Право и молодежь" В.А.Красносельского, "Права человека" А.Б.Суслова и др.);

- освоение в преподавании правоведческих курсов личности ориентированных технологий и методик (ведение групповых, игровых и прочих (интерактивных) деятельностных форм работы с учащимися);

- стремление к интеграции правового обучения и воспитания;

- включение правового образования в систему общегуманитарного образования через адаптацию содержания ряда гуманитарных предметов к аспектам правового образования;

- рост престижа правовых знаний в обществе, который привел к созданию профильных классов юридического и правоведческого направления, открытию спецкурсов и факультативов в школах, реализации правоведческого модуля как самостоятельного в практике преподавания курса обществознания (VIII-XI классы).

Однако наряду с положительными тенденциями остаются проблемы:

1) отсутствие политико-правовой культуры выпускников ОУ города, адекватной требованиям современного общества;

2) не определены место и роль правового образования в ОУ;

3) не определены приоритеты правового образования;

4) отсутствие методик диагностики состояния правовой культуры участников ОП;

5) педагогические технологии не адекватны современным требованиям правового образования личности;

6) недостаточность современной подготовки и переподготовки учителей к организации правового образования в ОУ;

7) отсутствие правовой среды в ОУ;

8) несоответствие между содержанием школьного образования и потребностями реальной жизни;

9) локализация правового образования только в сфере изучения соответствующих учебных дисциплин.

Перечисленные проблемы позволяют выделить те аспекты деятельности по обеспечению правового образования учащихся, изменение которых находится в компетенции органов управления образованием на субрегиональном, институциональном и локальном уровнях.

2.3.2. Цели и задачи

Целью данного раздела Программы является совершенствование (модернизация) системы правового образования в ОУ города для обеспечения процессов формирования правовой культуры учащихся, соответствующих демократическому, социальному, правовому государству и гражданскому обществу.

Под понятием "правовая культуры" подразумевается наличие у учащихся глубоких правовых знаний, уважения к закону и правам других людей, прочных навыков правомерного, гражданского, толерантного поведения, сформированных моделей поведения, мотивации, установок, способствующих участию человека в управлении страной, решении задач общенационального, государственного, регионального, семейно-бытового уровня.

Создание условий для формирования правовой культуры в ОУ заключается в органичном слиянии процессов правового воспитания и правового обучения.

Реализация цели возможна при опоре на положительные тенденции развития городской СО, обозначившиеся в последние годы.

Задачи правового образования:

1. Разработка и внедрение субрегиональной концепции правового образования учащихся, субрегионального компонента содержания правового образования.

1.1. Разработка и проведение диагностики состояния правовой культуры учащихся и педагогов ОУ города.