2.5.1. Анализ ситуации
Ухудшение экологической и демографической ситуации в г. Перми сопровождается увеличением числа детей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии. (По данным медицинской статистики в г. Перми за последние 3 года не родилось ни одного практически здорового ребенка (с I группой здоровья). По данным входящей диагностики образовательных учреждений только 18% дошкольников готовы к школе).
Это обуславливает чрезвычайную актуальность дифференцированного подхода к выбору оптимальной системы обучения ребенка с учетом индивидуальных особенностей психического и физического развития. Указанные тенденции требуют создания особых (специальных) условий при получении образования практически в каждом образовательном учреждении, формирования многовариативной образовательной системы, дающей возможность выбора условий и программ, соответствующих физическому и психическому развитию детей.
В настоящее время в г. Перми складывается система специального образования, являющаяся частью общегородской СО и образовательной политики города.
Для детей с классическими формами аномалии создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, представленная 11 школами-интернатами и 4 специальными (коррекционными) школами. Кроме того, на территории города находится 3 школы-интерната областного подчинения. Таким образом, сеть учреждений специального образования для детей школьного возраста представлена всеми типами и видами образовательных учреждений. По данным на 05.09.2000 года в них обучается 485 детей с нарушениями слуха, 190 детей с нарушениями зрения, 160 детей с тяжелыми нарушениями речи, 125 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 350 детей с задержкой психического развития, 1989 детей с нарушением интеллекта.
Одним из достижений системы управления специальным образованием является сохранение и стабилизация сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, большинство из которых являются единственно достижимой возможностью для получения педагогической и комплексной реабилитации для детей с отклонениями в развитии.
Городская система специального образования постепенно реформируется в соответствии с запросами общества и особыми потребностями ребенка с проблемами в развитии.
Прослеживается тенденция изменения традиционной структуры специального образования. Открыты принципиально новые виды учреждений для оказания помощи детям: Городской центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, 7 районных центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 3 школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отмечается обновление и качественное изменение содержания образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, осуществляемое в соответствии с проектом концепции Министерства общего и профессионального образования "О реформировании системы специального образования в Российской Федерации" под влиянием нового понимания прав ребенка с отклонениями в развитии, новых ценностных ориентиров образовательной системы в целом. Активно внедряются авторизированные и адаптированные программы по общеобразовательным и специальным предметам, трудовому обучению практически во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Обновление содержания образования осуществляется за счет расширения профилей трудового обучения, введения новых обучающих курсов: риторики, основ экономики, этической грамматики, экологии, граждановедения и др. Отдельными образовательными учреждениями для детей с отклонениями в развитии создана система воспитательной работы и дополнительного образования. Два специальных (коррекционных) образовательных учреждения (школа N 9, школа-интернат N 1) работают в режиме развития, имеют статус городской экспериментальной площадки. Осваивают вариативные технологии РО 6 специальных (коррекционных) образовательных учреждений: школы-интернаты N 1, 3, 4, 6, 113, школа N 18. С целью восстановления социального статуса ребенка, воспитывающегося в школе-интернате, приведения его в соответствие с возрастной нормой в школах-интернатах N 1, 3, 113 работают классы, в которых обучаются дети одного возраста, но имеющие разный уровень психического развития, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков.
Начат процесс перехода от унитарной к интегрированной структуре общего и специального образования. Отмечается появление разнообразных интеграционных форм обучения детей с отклонениями в развитии в системе образования. Создаются предпосылки для создания единой системы специального образования интегрированного типа. По данным на 05.09.2000 года в общеобразовательных учреждениях г. Перми в 98 классах VII вида (для детей с задержкой психического развития) обучается 1184 учащихся, в 13 классах VIII вида (для детей с умственной отсталостью) обучается 156 учащихся. Увеличивается число детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях (3649 учащихся по данным на 05.09.2000 года).
Для расширения возможностей интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии на базе общеобразовательных школ Кировского района (N 27, 63, 121) созданы психолого-медико-педагогические модули, оказывающие различные виды помощи (дефектологической, логопедической, психологической, медицинской и др.) детям. В целях реализации прав детей с отклонениями в развитии на получение адекватного образования в общеобразовательных школах города осваиваются технологии индивидуального обучения детей данной категории по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Одним из наиболее прогрессивных вариантов интегрированного обучения является открытие классов интегрированного обучения в общеобразовательном учреждении, являющихся качественно новым механизмом и способом решения проблемы обучения детей, нуждающихся в особых образовательных услугах и условиях. По данным на 05.09.2000 года в 6 классах интегрированного обучения - 155 учащихся.
Узкая профильность специальных учреждений и сложившаяся практика их комплектования по принципу однородности дефекта привела к тому, что долгое время дети с тяжелыми нарушениями здоровья и дети с множественными отклонениями в развитии находились вне сферы образования. В настоящее время эта проблема частично решается в рамках качественно нового вида образовательных учреждений - школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (в г. Перми открыто 3 таких школы, в них обучается 326 учащихся). Это учреждение отличается своей многопрофильностью (т.е. обучают детей независимо от вида, структуры и степени выраженности дефекта), гибкой учебно-организационной структурой, широким выбором образовательных программ и форм обучения, созданием условий для преодоления социально-психологической изоляции детей. Практика работы этих школ доказывает их необходимость и эффективность, наибольшее соответствие требованиям переходного периода к интеграции специального и общего образования. С учетом того фактора, что в таких образовательных учреждениях обучаются дети всех уровней развития, они могут стать одним из вариантов интегрированного обучения. Однако данный вид образовательных учреждений отсутствует в предложенной Министерством образования РФ спецификации деятельности, является инновационным видом ОУ и нуждается в нормативно-правовой и научно-методической разработке.
В городскую образовательную систему все интенсивнее начинают вовлекаться глубоко умственно отсталые дети. Причем имеется опыт подобного обучения не только в С(К)ОУ и школах для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в общеобразовательных учреждениях (шк. 61 Свердловского района).
В систему специального образования города входит также логопедическая служба, которая включает в себя 126 кабинетов в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Логопедическую помощь детям оказывают 189 логопедов, из которых 172 имеют высшее дефектологическое образование (90%).
Особое место в специальном образовании принадлежит диагностике. Городская система дифференциально-диагностического обследования детей претерпела существенные изменения. В настоящее время она представлена тремя уровнями: городским (муниципальным), районным и школьным (институциональным). Районный и школьный уровни характеризуются на сегодняшний день тем, что находятся на этапе становления.
Анализ состава педагогических кадров, работающих в системе специального образования, показывает, что 83,3% имеют высшее педагогическое образование, 3% - незаконченное высшее, 2% не имеют педагогического образования. 51% имеет высшее дефектологическое образование, которое у 46% является вторым высшим образованием. 25% педагогов имеют I квалификационную категорию, 3% - высшую.
В целях повышения квалификации и подготовки педагогических кадров для системы специального образования предпринимается ряд мер, направленных на качественное изменение компетентности педагогов, работающих с детьми, находящимися ниже нормативной линии развития.
В ПГПУ на протяжении ряда лет в рамках международного проекта "TEMPUS TACIS" по проблеме "Подготовка кадров для работы с детьми, имеющими специальные образовательные потребности" прошли специализацию по коррекционной педагогике и специальной психологии более 250 педагогов городской системы образования.
ЦРО разработаны варианты программ по основам коррекционной педагогики, специальной психологии и логопедии для учителей начальных классов и педагогов-предметников II ступени общеобразовательных учреждений. Организована работа 10 МО, 6 ПГ, 18 ПМ по проблемам обучения детей с отклонениями в развитии, в рамках которых активно взаимодействуют и позитивно взаимовлияют более 600 педагогов и руководителей города.
Изменение политики в отношении с отклонениями в развитии позволило обновить нормативно-правовую базу в области специального образования. Разработаны и утверждены примерные положения:
- о классе VII вида в общеобразовательном учреждении г. Перми;
- о классе VIII вида в общеобразовательном учреждении г. Перми;
- о классе интегрированного обучения в общеобразовательном учреждении г. Перми.
Активизировать деятельность общественных организаций, оказывающих помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья и защищающих их права.
Анализируя состояние городской системы специального образования, можно выделить следующие проблемы и противоречия, снижающие эффективность удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Система образования в части учреждений закрытого типа не в полной мере отвечает интересам детей и их родителей. Здесь созданы и постоянно совершенствуются условия (материально-технические, учебно-методические, кадровые) для коррекции отклонений в развитии ребенка, но при этом ограничивается и замедляется формирование его адаптивных навыков, осложняется интеграция в общество. Это происходит в силу того, что система специальных учреждений остается отделенной от системы общего образования, эти две системы существуют изолированно друг от друга, и самое главное - изолируют детей с ограниченными возможностями здоровья от их нормально развивающихся сверстников.