Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2005 ГОДА"


4.1. Идеологическое обеспечение реализации Программы


Реализация "Программы до 2005 года" является инновационной деятельностью в условиях смены парадигмы образования, постепенного и поэтапного перехода от научно-просветительской к научно-гуманистической СО. Такой процесс обязательно сопровождается противодействием, осознанным и явным, или осознанным, но скрытым (саботаж), неосознанным, связанным с умением работать только по традиции. Работа по Программе предусматривает реорганизацию деятельности всех вовлеченных в образование структур и людей. Иначе может случиться, что одни будут осознавать новую ситуацию и работать по-новому, а большинство будет продолжать жить не в новых, а в старых мифах, что неминуемо приведет к сбоям и деформациям.

Процессы развития вызывают в социальных системах смещение равновесия. Меняясь в чем-то одном, они должны быть стабильными, сохраниться в других, как правило, основных своих качествах. Поэтому необходимо учитывать и степень сопротивления привносимым нововведениям. Оно носит в значительной мере объективный характер, но есть всегда плод консерватизма и некомпетентности каких-то конкретных работников. Любая социальная система стремится при любых изменениях сохранить свою стабильность и целостность. Всякие попытки изменения ее внутреннего и внешнего состояния могут восприниматься как угроза существованию, и в ответ система старается парировать, локализировать или отторгнуть нововведения. Всякое изменение характеристик неизбежно противостоит уже сложившейся системе с ее увязанными между собой и пригнанными друг к другу связями, целями, нормами. Так как процесс образования остановить нельзя, приходится делать его модернизацию на ходу. Привносимая инновация на какое-то время сбивает настройку функционирования и требует частичной или полной перестройки обеспечивающих его механизмов.

В основе сопротивления инновациям может лежать множество причин, в том числе и социально-психологических: страх перед возможной утратой социального статуса; отсутствие убежденности в необходимости изменений; недовольство переменами, насаждаемых сверху; отсутствие доверия и уважения к лицам, инициирующим изменения. Поэтому острая борьба "переходного периода", проведение идеологической работы по решению проблем образования является объективной необходимостью, требует специального планирования, затрат времени и средств, разработки и реализации специального проекта.

В качестве главной концептуальной основы организации этих работ следует указать на необходимость "наступательной" позиции образования. Это определяет ведение целенаправленной работы как Координационным советом, директоратом Программы, ГКОН (координирующим и административным органом), так и ЦРО (координирующим научным, методическим, информационным и инновационным органом городской системы образования).

Образование является той средой, в которой в силу сложившегося научного, культурного и образовательного потенциала, в первую очередь, складываются методология, научно-методическое обеспечение и технологии введения инноваций, культурное осмысление происходящих преобразований, что имеет большое значение для работы других ведомств, для социального и экономического развития в целом. В этом смысле СО может использоваться в качестве методического органа для других ведомств и сфер жизнедеятельности города.

Следует отметить, что в образовании работают специалисты высокой квалификации (до 90% всех экономистов, социологов, политологов, историков, экологов, медиков, биологов и т.п.), которые могут являться экспертами, методологами, референтами не только для ведомства образования (успешность их работы на сферу образования не требует доказательства и уже подтверждена ходом реализации предыдущей Программы).

Главная цель ведения идеологической работы определяется приоритетностью положения СО в процессах региональных преобразований, их связью с социально-экономическим развитием, повышением его (образования) роли, необходимостью опережающего развития СО, формирования официального социального заказа через разработку и реализацию концепции и программы социально-экономического развития Перми, необходимостью ведения политики финансового конструирования средств и ресурсов в городе и многим другим. Осуществляется через формирование общественного сознания и выработку механизма взаимного развития образования и региона, через гласность проведения работ, увязку интересов (образования, различных ведомств и организаций), объединение и координацию усилий, решение вопросов инвестирования и реинвестирования в образование и в социальную сферу.

Идеологическая работа должна соответствовать концепции и отвечать основным направлениям Программы (в ней должен присутствовать специальный проект), складываться из двух основных компонентов, определяющихся кругом задач по отношению к СО:

а) внутренняя работа (внутри ведомства - СО): с Департаментом образования и науки, службами СО, РОУО, ОУ; с педагогами, партнерами системы образования, учащимися и их родителями, причем желательно по каждой проблеме и образовательной области.

Важным является формирование групп экспертов, методологов, специалистов, занятых разработкой и реализацией проектов и программ по каждому виду работ и направлению. Эти специалисты могут быть использованы в качестве референтов, экспертов при подготовке конкретных сюжетов, образовательных программ и передач, статей, рефератов;

б) внешняя работа (с другими ведомствами, структурами, партнерами): с Министерством (министерствами), с Фондом фундаментальных исследований, РАН, администрацией, другими ведомствами (департаментами, управлениями, комитетами), Думой, с представителями бизнеса, фондами и др.

Так каждое из направлений требует разработки содержания, а конкретная деятельность - координации с другими направлениями работ, то нужна структура, способная производить постоянное соотнесение позиций и обосновывать корректировку действий. Наиболее просто это может быть реализовано на базе ЦРО, являющемся основным городским координационным органом по научному, методическому, информационному и инновационному сопровождению Программы, подготавливающему управленческие решения по созданию условий на развитие и саморазвитие Программы. Такая работа на протяжении 5 лет является основной в деятельности Центра.

Для городской СО возможен различный уровень организации работы в зависимости от сочетания принципов управления.

Способами реализации могут быть:

- текущая организационная деятельность (существует большое разнообразие способов, которые уже применяются: коллегия, конференция, совещание, круглый стол, брейн-ринг, конкурсы, олимпиады, соревнования, фестивали и т.п.);

- средства информации и новые информационные технологии (НИТ);

- создание новых формирований, структур: бюджетных, внебюджетных, общественных.

Примерами создания общественных и государственно-общественных формирований могут являться: создание Объединенной редакции теле- и радиопередач на базе ЦРО; Объединенного издательства городской СО; движение по созданию Ассоциаций (учителей экономики, учителей РО Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, "Школы-2100" и др., пользователей программных продуктов и т.д.); Общественного института социально-экономического развития города при ЦРО; Международного образовательного центра при ЦРО (разработана концепция международной деятельности и городской проект) и другие.

Средства, которые могут быть при этом использованы:

- представительство в законодательной и исполнительной власти (в РФ, регионе, в городе), в органах местного самоуправления;

- инициирование создания и работа в комиссиях;

- инициирование и участие в совещаниях, конференциях, встречах, связанных с развитием образования;

- проведение собственных совещаний, конференций, встреч с приглашением представителей других ведомств, представителей исполнительной и законодательной власти, членов комиссий и т.п.;

- использование средств массовой информации, использование радио, телевидения (подготовка и проведение передач, телевизионных конкурсов, турниров), печатных изданий (осуществление публикаций в печати);

- выпуск собственных периодических печатных изданий (выпуск газет, дайджестов, методических и информационных материалов);

- использование системы коммуникаций (например, ведение сайтов информации, WEB-страниц, чатов, использование возможностей телеконференции в работе электронной почты);

- выполнение реальных образовательных проектов и стажировок учащихся и студентов в органах государственной власти, подключение учащихся к развитию форм государственно-общественного управления, к созданию и работе в общественных организациях (часть работ ЦРО уже ведется: подключение ученых вузов к выполнению реальных проектов в области экономики и политики; создание городского Интернет-клуба, клуба любителей театра, клуба любителей музыки, консультационные услуги специалистов Центра и многое другое);

- выполнение совместных проектов (прежде всего межведомственных), заказов других ведомств, учреждений, предприятий, организаций с выходом на разработку и реализацию концепции и программы социально-экономического развития города, региона.