Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2005 ГОДА"


2.1. Дошкольное образование


2.1.1. Характеристика ситуации

В г. Перми функционирует 279 дошкольных ОУ разной ведомственной принадлежности, в которых воспитывается 35635 детей (в 1997 г. - 335 ДОУ и 45850 детей). Из них 200 муниципальных ДОУ (28829 детей) и 79 ведомственных (6806 детей). Благодаря скоординированной деятельности городской администрации и местных органов самоуправления удалось сохранить сеть муниципальных ДОУ.

Охват детского населения от 1 года до 7 лет общественным дошкольным образованием - 63,7%, что на 10% выше среднего российского показателя. Остается высокой очередность на получение мест в ДОУ (6894 человека).

В последние годы наблюдалась тенденция закрытия и перепрофилирования ведомственных ДОУ без достаточно глубокого анализа рационализации сети в целом, что привело к снижению количества детей, посещающих детские сады. Это увеличило число детей, не получающих возможности пройти первичную социализацию, что влечет за собой снижение качества образовательного процесса в школьном обучении.

В городе наблюдается положительная динамика по сохранению и развитию сети детских садов для детей с проблемами в физическом и психическом развитии. В настоящее время существует 97 специализированных детских садов. В них функционирует 267 групп, коррекционную помощь получают 3688 детей.

В условиях экономической нестабильности, приведшей к дефициту бюджетного финансирования, вызывает тревогу слабая материально-техническая оснащенность детских садов: несвоевременный текущий и капитальный ремонт зданий, отсутствие ресурсов на замену основных и малоценных средств, приобретение мягкого инвентаря, игрушек и учебно-методических пособий. Требуется привлечение внебюджетных средств. В течение 1999 года дошкольными учреждениями города привлечено 6275950 рублей. В связи с созданием нормативно-правовой базы эта работа значительно активизировалась.

В ДОУ города работает 4983 педагогических работника: высшее образование имеют 1636 человека (33%), среднее специальное - 3110 (66%), менее 1% не имеют специального образования, из них 292 человека учатся заочно. В городе отлажена система прохождения курсов повышения квалификации, ежегодно обучаются до 25% педагогов дошкольного образования. В детских садах работают педагоги с различным педагогическим стажем, большинство имеет стаж от 10 до 20 лет, что является наиболее продуктивным условием для овладения новыми программами и технологиями.

Аттестация педагогических кадров является одним из средств повышения профессиональной компетенции. В течение 1999 года аттестовано 1326 педагогов, в том числе 19 на высшую категорию, 611 - на I категорию, 696 - на II категорию.

В 279 детских садах работает 135 психологов. Недостаточность их количества связана с отсутствием права на целую ставку в детских садах небольшой комплектности, что негативно сказывается на организации психологического сопровождения педагогического процесса.

Разработка "Концепции дошкольного воспитания" способствовала началу работы по обновлению содержания образовательной деятельности в ДОУ, массовой апробации в широкой практике новых технологий, программ, овладению педагогами передовыми методами и формами работы. 43% ДОУ осуществляют образовательный процесс на основе собственных концепций развития, 57% имеют программы развития. Помимо традиционной "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой (86% ДОУ) используются комплексные программы нового поколения "Радуга", "Развитие", "Детство", "Школа-2100" и др. Центр развития образования г. Перми (ЦРО) организовал работу творческих групп по адаптации данных образовательных программ. Наличие в городе значительного научного потенциала позволяет обеспечить переход педагогических коллективов детских садов на качественно новое образование детей дошкольного возраста.

В соответствии с "Типовым положением о ДОУ" педагоги выбирают направления и способы организации педагогического процесса, в том числе и дополнительного образования детей. В соответствии с возросшим социальным заказом расширилась сеть дополнительных услуг, оказываемых ДОУ. Охват детей дополнительными услугами, включая не посещающих детские сады, по городу составил 54% (14890 детей). Это услуги психологической помощи, компьютерные игры, студии танцев, изучение английского языка и т.п. Некоторые детские сады стали центрами досуговой деятельности детей и взрослых в микрорайоне (работают клубы, кружки, студии, спортивные секции, группы подготовки детей к школе для "неорганизованных" детей и

т.п.). Самым большим спросом пользуются группы изучения иностранного языка, студии танцев, развивающие игры, спортивные секции, кружки музыкальной, фольклорной деятельности, изостудии, компьютерные группы. В связи с необходимостью коррекции речевого развития дошкольников в практику детских садов введена работа хозрасчетных логопедических групп, что позволяет оказывать коррекционную помощь и "неорганизованным" детям.

Важнейшей качественной характеристикой системы дошкольного образования является здоровье детей. Во всех районах города проводится серьезная работа по оздоровлению детей. В течение 1999 года, например, все дети, посещающие муниципальные ДОУ, получали витаминизированную добавку "Веторон" для повышения иммунитета и профилактики заболеваний. Растет число физиотерапевтических кабинетов, продолжает работу реабилитационный центр в Ленинском районе, более 60% детей, посещающих дошкольные учреждения, оздоравливаются в профилакториях, загородных лагерях, оздоровительных группах при ДОУ. В результате проводимой работы заболеваемость детей снижается.

Вместе с тем, вызывает тревогу уменьшение количества детей, поступающих в ДОУ с I группой здоровья, увеличение количества детей, имеющих различные хронические заболевания.

С целью установления соответствия деятельности ДОУ требованиям государственного образовательного стандарта ГКОН проводит их аттестацию с последующей государственной аккредитацией. На 01.01.00 года аттестовано 74 ДОУ, аккредитовано 44 ДОУ. 204 ДОУ получили лицензию на право ведения образовательной деятельности.

В городе 36,3% детей дошкольного возраста не посещают детские сады. Для таких детей организуется ряд образовательных услуг при детских садах и общеобразовательных школах. Однако проблема охвата "неорганизованных" детей по-прежнему остается актуальной.

Анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что современное состояние системы дошкольного образования в городе относительно стабильно, имеет как позитивные, так и негативные тенденции развития и функционирования.

К достижениям предыдущего периода можно отнести:

- стабильное развитие муниципальной системы дошкольного образования; функционирование разнообразных видов ДОУ;

- определение приоритетных направлений содержания дошкольного образования; обновление содержания и технологий образовательной деятельности за счет реализации вариативных программ, эффективных нововведений, организации экспериментальной работы, обновление нормативно-правовой базы функционирования и развития ДОУ;

- разработка и внедрение механизмов управления качеством дошкольного образования; отработка механизма аттестации ДОУ и педагогических кадров; совершенствование процесса подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров, обслуживающего персонала ДОУ;

- стабилизация взаимосвязи практических работников и научных коллективов; усиление консультационных и методических функций специалистов ПГПУ, ПОИПКРО, ЦРО;

- создание сферы дополнительных образовательных услуг в ДОУ с учетом запросов родителей.

Нерешенными проблемами для современного периода развития дошкольного образования являются следующие:

- уменьшение количества ДОУ и количества посещающих их детей;

- недостаточное развитие сети ДОУ разных видов;

- незавершенность концепции развития системы дошкольного образования г. Перми; медленное освоение и реализация альтернативных программ и технологий нового поколения, соответствующих научно-гуманистических подходов к воспитанию и развитию;

- медленное внедрение новых финансовых механизмов функционирования и развития ДОУ в соответствии с их категорийностью и дифференцированными нормами финансирования дошкольного образования; введение социальных гарантий;