2.7.1. Характеристика ситуации
Государственная система непрерывного образования, включающая различные подсистемы: дошкольное, общее, профессиональное образование, имеет на всех этапах особую составляющую, ориентированную на многообразие потребностей и интересов развивающейся личности: дополнительное образование.
Демократизация и гуманизация СО позволяют рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно соединяющую в целостный процесс воспитание, обучение, развитие и социализацию личности.
Дополнительное образование осуществляется на базе интеграции всех видов деятельности и имеет в своей основе совместную разделенную деятельность детей и взрослых.
В силу меньшей регламентированности дополнительное образование имеет объективно большие возможности в развитии коммуникативных умений, в освоении учащимися целостной картины мира. Не ограниченное в определении содержания и технологии обучения, оно имеет большие возможности в формировании ценностных отношений и качеств детей и молодежи, опыта творческой деятельности, развития и социализации личности.
В целом дополнительное образование предполагает личностно деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, создает оптимальные условия для самопознания, личностного и профессионального самоопределения детей и молодежи, их самореализации в ситуации успеха, здоровьесберегающих технологий и коррекции.
Реализация основных принципов организации непрерывного дополнительного образования: целостности, комплексности, преемственности, многоступенчатости, открытости, вариативности, ранней профессиональной ориентации, а также эффективное использование наиболее значимых характеристик дополнительного образования: добровольности, личностно-деятельностного характера, интегративности, сферности, социальной направленности - позволяют удовлетворить потребность города в целостном развитии СО, выполняя социальный заказ и обогащая всю СО, повышая ее эффективность и качество, способствуя созданию условий для самоопределения и самореализации личности.
В Перми можно отметить стабильную тенденцию роста востребованности дополнительного образования со стороны различных групп и категорий населения, семьи, ОУ различных типов, а также поддержку дополнительного образования детей руководством города, управлениями образованием, законодательной и исполнительной властью. Ежегодно увеличивается количество детей, занимающихся в системе дополнительного образования, как в специализированных и многопрофильных учреждениях дополнительного образования (общее число УДО - 39), так и в других типах ОУ, развивающих дополнительное образование наряду с общим, дошкольным или профессиональным, - всего 91178 учащихся. Последние 2 года дали существенный (на 35%) рост числа занимающихся в спортивных коллективах.
Происходят некоторые положительные изменения в целенаправленной деятельности УДО с категориями детей, требующих особого педагогического внимания и поддержки:
- детей одаренных, имеющих способности к тому или иному виду деятельности;
- детей, имеющих ограничения в физическом, умственном, психическом развитии;
- детей "группы риска";
- детей с повышенной социальной активностью и др.
Получила дальнейшее развитие идея интеграции общего и дополнительного образования. Специалисты городской системы дополнительного образования приняли участие в подготовке и обсуждении концептуальных основ этого процесса, разработке механизма реализации (рук. ВТК к.и.н. Копысова Э.С.).
Целенаправленная деятельность по созданию условий для профессионального роста педагогов способствовала росту кадрового потенциала (88% педагогов дополнительного образования имеют специальное высшее или среднее образование; 6% - высшую квалификационную категорию).
В то же время анализ ситуации выявил ряд острых проблем и противоречий в развитии дополнительного образования:
- Резервы города используются недостаточно, его общественно-социальный, культурологический, педагогический потенциал значительно выше. Отсутствует обоснованная система координации усилий всех заинтересованных сторон, требует совершенствования управление развитием дополнительного образования.
- Система дополнительного образования не получает необходимой поддержки от средств массовой информации, население города недостаточно информировано о возможностях организации свободного времени и дополнительного образования детей, подростков и молодежи.
- Дополнительное образование слабо ориентировано на удовлетворение интересов, потребностей и личностных устремлений подростков и молодежи, не оказывает должного влияния на психологический климат и нравственную обстановку в социуме, в асоциальной среде, в организации свободного времени старших школьников и учащихся профессиональных учебных заведений. Невысок уровень работы коллективов туристско-краеведческих, технического и спортивно-технического творчества, неразвита материальная база, и соответственно снижается количество детей, занимающихся в них.
- Отсутствие современных образовательных программ дополнительного образования учащихся старшего возраста, сложность в создании и реализации интегрированных и комплексных программ, отсутствие документов, выдаваемых обучающимся по окончании освоения той или иной образовательной программы, не способствуют сохранению интереса подростков ко всем видам и направлениям деятельности, которые предлагаются детям в свободное время.
- Подготовка УДО к процедуре аттестации остро обозначила потребность в технологиях проведения мониторинга качества образования в учреждениях и объединениях данного типа.
- Требуется дальнейшая работа на муниципальном уровне по обоснованию бюджетного финансирования дополнительного образования, создания условий для более активного привлечения средств внебюджетных источников финансирования с целью укрепления и развития материально-технической базы УДО.
В наиболее общем виде по итогам 8 лет функционирования и развития дополнительное образование детей может быть охарактеризовано как развивающаяся инновационная система, прочно вошедшая в социокультурную инфраструктуру города.
Реализация "Программы до 2000 года" позволила системе дополнительного образования:
- сохранить и даже развить систему учреждений и объединений в ОУ, ориентированных на осуществление дополнительных и досуговых образовательных программ;
- осуществлять переход от информационного типа дополнительного образования к креативному, предназначенному развивать мотивацию детей к познанию и творчеству;
- полнее использовать присущий дополнительному образованию деятельностный характер.
Разработана "Программа развития дополнительного образования г. Перми до 2005 г." с целью удовлетворения потребности населения города в расширении путей и возможностей образования подрастающего поколения, в целевом регулировании городской СО. Она ориентирована на повышение общественного статуса дополнительного образования, обновление его содержания и структуры, технологий и мониторинга качества в объединениях дополнительного образования как важной самоценной части всей СО города.