Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2005 ГОДА"

1.11. Механизмы освоения НГСО


Механизмы освоения НГСО определяются, в первую очередь, содержанием образовательной политики. Это означает, что для научно-гуманистической СО неприемлемы методы административного нажима, поскольку нельзя по приказу сделать людей ни более образованными, ни более гуманными. Речь идет о выработке организационных рамок (условий), открывающих возможности для внедрения гуманистических и гуманитарных инноваций в СО. На основании опыта, а также изучения литературы по управлению образовательным процессом можно предложить следующие механизмы, которые в своем развитии могут быть представлены как единый целостный механизм освоения идей НГСО.

Обозначим их, оговорившись, что часть этих действий совершается одновременно, а другие развертываются в определенной последовательности.

Нет оснований считать, что в большинстве педагогических коллективов существует согласие даже по наиболее общим принципиальным вопросам. Идея гуманизации образовательных отношений имеет и своих сторонников, и достаточно сильных и влиятельных оппонентов, так как она во многом противоречит традициям и нормам существующего учебно-воспитательного процесса.

Одни педагоги ищут пути совершенствования своей педагогической деятельности в ужесточении требований к учащемуся и его семье, в усилении дисциплинарных взысканий (в том числе и денежных), в стимулировании конкурентных отношений в ученической среде и др.

Другие все еще воспринимают идеи гуманизации и гуманитаризации как лозунги "текущего момента", привносимые в ОУ извне, которые по сложившейся традиции следует употреблять, вписывать в официальные документы, произносить на встречах для того, чтобы продолжать прежнюю деятельность. Иные готовы немедленно перестроить полностью УВП на новых началах, хотя имеют о них смутное представление. Нередко гуманитаризация понимается как перераспределение часов в пользу литературы, МХК и т.п. за счет математики или физики, а гуманизация как социальная защита учителей.

Такая ситуация чревата пагубными последствиями, поскольку грозит свести на нет усилия по модернизации и реформированию СО. Даже инициаторы демократизации, гуманизации и гуманитаризации, верно понимающие их смысл, не владеют пока технологией реализации этих направлений. Требуется серьезная работа над механизмами, при помощи которых модернизация и реформирование ОУ могут стать реальностью.

Механизмы включают в себя следующие основные компоненты:

- информационную базу, удовлетворяющую критериям полноты и доступности;

- систему стимулов, побуждающих педагогов участвовать в этом процессе, актуализирующих их готовность действовать по-новому (речь идет не только об экономических стимулах, но и организационных и социальных: престижность, повышение статусных позиций и т.д.);

- стандарты на основе нового содержания образования;

- программу действий, включающую в качестве важнейшего элемента переподготовку педагогов.

Механизмы освоения НГСО и ее реализации в Программе приводятся в действие органами управления: городским комитетом по образованию и науке (ГКОН), районными отделами управления образованием (РОУО), администрациями ОУ.

Таким образом, административные структуры управления инициируют и обеспечивают условия для создания собственных систем действий в каждом ОУ, в них прописываются цели, этапы, содержание, правила и способы действий всех участников образовательного процесса. Одним из механизмов на уровне ОУ является объединение педагогов в команды, способные разрабатывать интегрированные программы и курсы с обновленным гуманитарным содержанием. Функциональное назначение этих механизмов в том, чтобы дать возможность каждому педагогу обеспечить новое качество образования на гуманитарной основе по новому учебному плану, интегрированным программам и новой системе отношений.