- создание воспитывающей среды в образовательном пространстве, формирование воспитывающих отношений, распространение опыта работы эффективных воспитательных систем, ориентация на социализацию выпускника как принцип деятельности ОУ;
- совершенствование допрофессионального и начального профессионального образования;
- разработка системы взаимодействия дополнительного и общего образования;
- обеспечение социальной и правовой защиты детства;
- распространение эффективного опыта реализации идеи включенного обучения;
- совершенствование деятельности специальных (коррекционных) ОУ.
2.2.3.2. ОУ, осуществляющие системную модернизацию образовательного процесса за счет освоения, становления и развития систем развивающего обучения
Необходимой составляющей НГСО является демократизация, обеспечивающая создание гуманной среды для свободного творчества учителей, учеников, развития педагогики сотрудничества. Новая СО обеспечивает основные способность и потребность человека (ребенка) - способность и потребность в саморазвитии на основе освоения всех ресурсов саморазвития мира и собственных ресурсов с помощью развивающего обучения (РО) как ее действительного способа существования и развития. РО - это целостная педагогическая система воспитания и обучения, направленная на культивирование фундаментальной человеческой способности (и права) - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее творческим субъектом.
Технология РО, точнее сказать, развивающего образования, разработанная в школе Л.С.Выготского и его учеников и последователей А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и других, обеспечивает в НГСО непрерывное культивирование способностей к самостоятельной деятельности, познанию и мышлению, самостоятельному выбору своих действий, оценок, поступков.
Поэтапное, постепенное системное освоение, становление и реализация вариативных педагогических технологий развивающего образования (Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Л.В.Тарасова, программы "Школа-2100") остается в течение 5 лет одним из основных направлений и способов существования и развития НГСО.
Качество реализации данного направления связано с разработкой и реализацией программ научного сопровождения и переподготовки кадров для вариативных систем развивающего обучения ЦРО, ПГПУ, ЗУУНЦ и другими организациями. Системное научное сопровождение новых педагогических систем позволит "утвердить" их в образовательном пространстве города, сделать необратимыми изменения, улучшить качественные показатели образования не только в плане освоения Госстандарта, но и социализации, особенно подростков, за счет снижения показателей их отторжения от школы и образования. Своевременная помощь учителям позволит им быстрее понять сущность и смысл собственной профессиональной деятельности в образовании, эффективнее освоить развивающие технологии, углубить предметную подготовку и найти способы организовать процесс адекватно возрастным и индивидуально-личностным особенностям школьников на каждом этапе развития.
Основные действия по освоению, становлению и реализации систем развивающего обучения в ОУ г. Перми:
- интенсивная системная переподготовка учителей среднего звена, создание развивающей среды во внеучебном пространстве, осуществление преемственности на всех этапах развития учащегося и класса. Преемственность - проблема, требующая постоянного управленческого внимания, разработки способов ее осуществления, адекватных принципам РО и НГСО;
- разработка и создание системы инспектирования и экспертизы школ РО; осмысление существующих способов контроля, координации, иных аспектов управления, применяемых представителями РОУО и ГКОН в отношении ОУ; заявляя приоритет субъект-субъектных отношений во внутришкольной жизни, освоение этих же принципов в отношениях с ОУ - в процедурах проверок, аттестации и т.п., их обновление с точки зрения соответствия принципам РО и НГСО;
- обеспечение реализации приоритетов новой Программы органами управления всех уровней в реальной педагогической практике, создание условий, обеспечивающих равные возможности для каждого ребенка учиться в школе, т.е. доступности качественного образования;
- освоение технологий РО - по сути гуманных, здоровьесберегающих, соблюдающих права и свободы ребенка - таким образом, чтобы весь потенциал гуманного общеобразовательного процесса был реализован учителями через гуманитаризацию предметного обучения;
- организация помощи ОУ по созданию соответствующей учебно-дидактической базы, единого городского информационного пространства;
- продолжение развития открытого городского образовательного пространства школ РО с помощью совершенствования творческого потенциала "городских опорных школ", творческих проблемных объединений разработчиков научно-дидактического сопровождения систем РО, педагогических и психологических мастерских, лабораторий и т.п., совершенствование правовых и организационных механизмов координации усилий и взаимодействия ОУ г. Перми, вовлеченных в этот процесс; поддержка инициативы ОУ, желающих принять участие в "опорном движении", помощь в формулировании предложений по тематике семинаров, совместная с ОУ разработка критериев отбора претендентов, организация процедур выбора ОУ тех тем и семинаров, которые они считают для себя важными и полезными; координация всех заявок школ, своевременное информирование о семинарах, открытых уроках и встречах представителей всех заинтересованных ОУ;
- поддержка экспериментальной деятельности ОУ развивающего обучения (реализация систем в подростковой и старшей школе осуществляется как обучающий и формирующий эксперимент), требующей особого режима научного сопровождения;
- экспериментальное освоение и реализация РО в специальных коррекционных учреждениях; изменение подходов и отношений со стороны городской ПМПК и соответствующих органов в районах; обеспечение постоянного наблюдения со стороны врачей и дефектологов, грамотное приведение в соответствие программ сопровождения детей с проблемами, обучающихся в системе РО, особенно в интегрированных классах;
- в течение 3-4 лет в целях дальнейшего развития системы РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, совершенствования и расширения педагогической практики ее реализации организация и создание в г. Перми филиала Открытого института "Развивающего образования" Международной ассоциации развивающего обучения (МАРО) как основного центра исследований и переподготовки педагогических кадров в этой системе;
- создание в г. Перми центра образовательной программы "Школа-2100" при ЦРО с целью ее координации, освоения и развития.
2.2.4. Ожидаемые результаты
- Обеспечение реальной всеобщности и доступности общего среднего образования и на этой основе повышение образовательного уровня населения города;
- качественное обновление содержания общего образования на основе модернизации, в том числе и системного освоения и становления развивающих технологий;
- реструктуризация и развитие системы ОУ общего образования, сокращение количества ОУ, работающих в две смены, прекращение их работы в три смены;
- увеличение количества ОУ общего образования, их отделений и филиалов, классов (групп) как для способных и одаренных обучающихся, так и для детей с образовательными нуждами;
- разработка и экспериментальная апробация нового содержания и структуры общего среднего образования (для 12-летней школы) и организационно-экономических отношений в сфере образования;