Образовательный идеал или идеал образования включает в себя следующие взаимосвязанные стороны:
- полноту действительного соответствия развивающейся СО главным направлениям культурно-исторического прогресса образования и общему критерию прогресса образования;
- способность СО отвечать на "вызовы времени", обеспечивать на длительную перспективу устойчивый прогресс общества и личности;
- новую парадигму образовательной деятельности, адекватную прогрессивным тенденциям гуманизации общественных отношений и развивающимся способностям и потребностям людей;
- уровень воплощения базовых ценностей развивающейся культуры и новой формы гуманизма в личностных качествах каждого субъекта образования (идеал образованной личности).
Научно-просветительская система образования (НПСО), обеспечив реализацию в истории общества идеала грамотного, просвещенного и разносторонне знающего человека, в настоящее время только в ограниченной мере соответствует главным направлениям прогресса образования и его общему критерию, выражающему меру направленности образования на развитие каждого человека, личности, индивидуальности, на обеспечение свободного саморазвития всех сущностных сил человека (прав, способностей, потребностей, интересов, целей и т.д.) как субъекта деятельности на основе всего богатства культуры.
Главными направлениями прогресса мирового образования в нашу эпоху являются: возрастание всеохватности населения сложными формами (уровнями) образования; более полная ориентация на всестороннее саморазвитие человека как субъекта деятельности на основе всех форм культуры; демократизация системы образования; гуманизация и гуманитаризация всех учебных дисциплин; индивидуализация развивающего обучения и воспитания; информатизация образовательного процесса; системная интеграция сторон образования; непрерывность образования; диалогизация образовательной деятельности.
НГСО по своей сущности, структуре и целям наиболее полно соответствует общему критерию и главным направлениям прогресса образования. Образовательный идеал НГСО включает в себя:
- Последовательное и перспективное развитие СО на главных направлениях прогресса образования (всестороннее продвижение на этих путях развития образования и есть процесс реализации его нового идеала).
- Гуманистическую парадигму образования - воспитание саморазвивающейся личности (индивидуальности) в каждом ребенке средствами саморазвивающейся диалогической системы образования, создаваемой образовательной деятельностью всех субъектов образовательного процесса на основе освоения ими всех форм культурно-исторической деятельности людей (реализация этой парадигмы - основа достижения нового идеала образования).
- Новую триединую цель НГСО - воспитание человека гуманного в трех формах его становления: культурный человек - свободный гражданин - творческая индивидуальность (достижение этих целей в образовании и есть реализация его нового идеала).
- Новый прогнозируемый образ воспитуемой личности, воплощающей в себе ценностные качества, адекватные "вызовам времени" и деятельности человека в XXI веке: способность быть субъектом деятельности (во всех ее формах); способность быть носителем культуры, ее творцом и защитником; способность системного мышления и подхода к миру; духовность (способность участвовать в духовной жизни современного общества, преображения себя и мира); способность к диалогу и сотрудничеству, толерантность; способность к целеустремленному саморазвитию, самоуправлению; умение владеть всеми своими правами, соразмеряя их с обязанностями (правовая культура); соразмерность уровней сложности речи-мысли-дела; комплекс гуманитарных черт личности; гуманное отношение к природе; миролюбие.
Последовательное развитие в каждом ребенке в процессе обучения и воспитания этих качеств личности в их индивидуальном проявлении будет означать "конечную" личностную реализацию нового образовательного идеала.