Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2005 ГОДА"

2.6. Воспитание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


2.6.1. Характеристика ситуации

Система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе традиционна: 5 детских домов, 4 школы-интерната.

В них воспитываются 812 детей. Кроме того, открыты 5 групп для детей-сирот в школе-интернате N 1 и 1 группа в школе-интернате N 4. Всего в этой системе воспитываются 868 детей. Превышение наполняемости учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в среднем составляет 19%. Некоторые детские дома (N 7, 8) переполнены на 51% и 40% соответственно, школа-интернат N 13 на 45%.

Растет число детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью (1999 г. - 281 человек, 2000 г. - 286 человек), детей с задержкой психического развития (1999 г. - 99 человек, 2000 г. - 115 человек) и детей-инвалидов (1999 г. - 62 человека, 2000 г. - 67 человек).

Большая часть выпускников профессиональных училищ не может найти место работы из-за низкой квалификации.

На 01.05.2000 г. на учете состоит 2914 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 1,2% от общей численности детского населения города (237615 человек). За счет средств государства содержится 2289 детей. 868 (38%) детей находятся на воспитании в государственных учреждениях. 1412 (62%) детей - на воспитании в семьях (9 человек - в двух приемных семьях и 1403 человека - в семьях опекунов).

625 детей, воспитывающихся в семьях опекунов, не получило пособия, предусмотренные государством для детей-сирот. В 1999 г. погашена денежная задолженность опекунам. Налажена система регулярной выплаты пособия данной категории детей (789 рублей).

Из 868 детей, оставшихся без попечения родителей, правовой статус сироты имеют 28,6%. 32,7% детей получают пенсии по потере кормильца. 60,5% детей, лишившихся попечения родителей, являются акционерами ЧИФ "Детство".

Органами опеки и попечительства ведется работа по сохранению жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. За 62% детей, находящихся на воспитании в семьях опекунов, закреплена жилая площадь, остальные дети проживают совместно с опекунами, либо в общежитиях муниципального жилищного фонда. 24,4% детей не имеют закрепленного жилья.

Предоставление жилья детям-сиротам затягивается на несколько лет, что существенно затрудняет адекватную социализацию и социальную адаптацию воспитанников.

Увеличилось число воспитанников, склонных к бродяжничеству, с 4,7% до 6,4% (в школах-интернатах N 126, 13, детских домах N 1, 7).

В детских домах N 16, 8, школах-интернатах N 13, 10 ведется целенаправленная работа с детьми "группы риска".

В практику внедрены всевозможные виды летнего отдыха воспитанников интернатных учреждений: в загородных оздоровительных центрах; в лагерях труда и отдыха; на дачах в семьях родственников; в туристических лагерях, поездках. В практику вводится проживание и работа воспитанников детских домов и школ-интернатов (N 10, 126) в сельской местности на арендованной земле. Интересен опыт по обмену воспитанников детских домов и школ-интернатов (школы-интерната N 10, Вознесенского дома, детского дома села Калинино) в летний период.

Стоимость содержания одного ребенка в год в зависимости от вида и типа учреждения на 01.01.2000 г. колеблется от 23360 (детский дом N 8) до 44900 (детский дом N 1) рублей в год. по сравнению с 1999 годом денежные нормативы минимальной бюджетной обеспеченности содержания ребенка в год увеличились в детских домах с 18,2% до 40%, в школах-интернатах от 7% до 23,7%.

Трем детским домам присвоен статус экспериментальной педагогической площадки: детскому дому N 1 ("Создание благоприятного психолого-педагогического пространства, способствующего эффективной адаптации воспитанника"); детскому дому N 2 ("Социально-психологическая адаптация детей-сирот с проблемами в развитии в окружающем социуме через патронатное воспитание"); детскому дому N 16 ("Деятельность образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по устройству на воспитание в семью"). Детские дома N 2, 16 включены в региональный проект по разработке и внедрению модели организации работы по опеке и попечительству.

Цифры и масштабы социального сиротства убедительно свидетельствуют о необходимости осуществления комплексных мер по разработке городской политики в области охраны прав детей, четкого взаимодействия городских (муниципальных) служб и ведомств, занимающихся проблемами семьи, материнства и детства, обеспечения качественного образования этих детей.

Не решены проблемы:

- профилактики социального сиротства, раннего его выявления, реабилитации кровной семьи, развития семейных форм жизнеустройства детей (приемная, патронатная семья);

- координации действия всех служб (городского и районных центров психолого-педагогической и медицинской помощи детям, диагностического центра, районных органов опеки и попечительства, комитетов социальной защиты, приютов, органов здравоохранения) по определению детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;

- трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов и школ-интернатов;

- обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.6.2. Содержание деятельности органов управления и учреждений интернатного типа по реализации основных направлений

1. Разработка городской межведомственной целевой комплексной программы "Дети-сироты", включающей в себя научно обоснованные методологии и технологии воспитания, обеспечивающие полноценное развитие детей-сирот, систему социальной реабилитации, механизм отработки способов преодоления трудностей в социализации.

2. Разработка и реализация целевой комплексной программы по раннему выявлению семей, неспособных или малоспособных обеспечить условия для адекватного развития детей, оказанию своевременной помощи таким семьям и созданию условий для развития детей из проблемных семей.

3. Доработка необходимой нормативно-правовой основы и расширение практики воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатных семьях, разработка системы подбора и подготовки патронатных воспитателей.

4. Разработка городской программы по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование, охрану здоровья, государственное обеспечение, сохранение и предоставление жилья и имущества, получение гарантированных законодательством льгот, пособий, пенсий и алиментов, социальную реабилитацию, профессиональную подготовку, занятость, правовую помощь.

5. Совершенствование механизмов своевременного выявления детей, оставшихся без попечения родителей, оформление их правового статуса.

6. Укрепление научно-методической базы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка новых подходов к организации жизнедеятельности детей в условиях детского дома, интернатного учреждения, социального приюта при центрах социального обслуживания населения.