2.8.1. Характеристика ситуации
Под непосредственным управление ГКОН на муниципальном уровне функционируют два профессиональных учебных заведения: МОУ ПУ "Альтер" и МОУ СПУ "Уральское подворье", что предполагает построение специальной системы работ. В 2001-2005 г. для МУ НПО ПУ "Альтер" предполагается переход его в статус учреждения среднего специального образования - колледжа; МОУ СПТУ "Уральское подворье" будет функционировать в статусе учреждения начального специального профессионального образования открытого типа. В городе также существует сеть учебно-производственных комбинатов (УПК), учебные заведения начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования федерального подчинения.
Наличие в муниципальной СО учреждений начального профессионального образования позволяет решать проблемы профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки исходя из потребностей г. Перми, выстраивать работу ОУ в рамках муниципального заказа на профессиональную подготовку выпускников школ и выпускников специальных (коррекционных) ОУ, подростков с девиантным поведением. Наблюдается повышение спроса на предоставляемые образовательные услуги муниципальными ОУ. Кроме того, существует необходимость расширения приема на уже имеющиеся специальности, что говорит о качестве подготовки специалистов в муниципальных ОУ в условиях конкуренции на рынке труда (например, в МУ НПО СПУ "Альтер" осуществляется подготовка специалистов с углубленным изучением экономических дисциплин, в МОУ СПТУ "Уральское Подворье" - по массово востребуемым профессиям). Работа ОУ по подготовке и переподготовке специалистов выстраивается в совместной деятельности с Городским центром занятости населения и Департаментом федеральной службы занятости населения, развитие ОУ происходит в соответствии с потребностями социального заказа.
Вместе с тем, можно выделить следующие проблемы:
- при возрастании потребности в подготовке специалистов по профилям "Сфера услуг" со средним специальным образованием в муниципальной СО отсутствуют учреждения СПО;
- отсутствует политика по финансированию обновления учебно-материальной базы учебно-производственных мастерских ОУ, что влияет на качество подготовки специалистов;
- существует необходимость по формированию системы практик и трудоустройства выпускников, в том числе со специальными образовательными нуждами, и подростков с девиантным поведением;
- требует своего совершенствования система общеобразовательной подготовки в рамках ОУ, интеграции общеобразовательной, профориентационной и профессиональной подготовки;
- существует необходимость организации учебного и воспитательного процессов в рамках совместной деятельности ОУ с другими ведомствами, учреждениями и организациями, в том числе и с однотипными ОУ федерального подчинения.
Предполагается, что в 2001-2005 годах будет наблюдаться увеличение спроса на начальное и среднее профессиональное образование.
2.8.2. Основные цели и направления развития
В соответствии с запросами города основной целью начального и среднего профессионального образования может быть признано повышение качества профессиональной подготовки в соответствии с требованиями государственного стандарта для решения проблем социальной и профессиональной адаптации выпускников ОУ в рамках непрерывного образования и единого образовательного пространства города.
В соответствии с этим могут быть сформулированы следующие основные задачи:
- качественное обновление содержания и технологий профессионального образования, профориентационной работы;
- совершенствование воспитательного процесса с учетом потребности интеграции этого типа учреждений в СО г. Перми;
- обновление материально-технической базы в соответствии с современными требованиями;
- совершенствование системы повышения квалификации работников образования;
- достижение преемственности школ и учреждений НПО и СПО, учреждений НПО с учреждениями СПО и вузами;
- сохранение сети УПК и межшкольных учебно-производственных мастерских, разностороннее развитие профилей и производств, обновление материально-технической базы;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для системы НПО и СПО, обеспечение стабильной базы для проведения практик учащихся и трудоустройства;
- выполнение целого комплекса работ в направлении социальной и профессиональной адаптации.
2.8.3. Содержание деятельности органов управления по реализации основных направлений
- Сопровождение перехода МУ НПО ПУ "Альтер" в статус учреждения среднего специального образования и функционирования МОУ СПТУ "Уральское подворье" в рамках комплекса "специальная школа открытого типа - специальное профессиональное училище открытого типа";
- интеграция работы муниципальных образовательных учреждений МУ НПО ПУ "Альтер", МОУ СПТУ "Уральское подворье" с деятельностью городских учреждений НПО и СПО регионального и федерального подчинения;
- совершенствование деятельности УПК;
- участие в профориентационной работе городской СО;
- формирование системы повышения квалификации (курсовой и межкурсовой подготовки, стажировок) для муниципальных учреждений НПО и СПО.
Решение указанных выше задач целесообразно осуществлять поэтапно.