Пермь - крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр с населением свыше 1 млн. человек. В материальном производстве занято до 87% работающих. Действует около 150 предприятий, преимущественно машиностроения и металлообработки, химии и нефтехимии, а также деревообрабатывающей, бумажной, полиграфической, энергетической, легкой, пищевой и других отраслей промышленности, крупные строительные тресты.
Экономика города и области продолжает испытывать трудности переходного периода. Несмотря на рост прибыли и некоторое "оживление" экономики, многим предприятиям города еще далеко до финансовой стабилизации, есть убыточные предприятия, растут просроченные задолженности, сохраняется отставание в научном и технологическом развитии предприятий. В целом по многим отраслям произошло сокращение выпуска важнейших видов продукции в натуральном выражении, снижены объемы производства, это приводит к безработице (на 01.03.2000 центром занятости зарегистрировано 4639 человек, в том числе одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, 1490 человек), неполной занятости и вынужденным отпускам, уменьшению доходов населения и поступлений в городской бюджет. Среди безработных 70,8% составляют женщины, 28,3% - молодежь в возрасте 16-29 лет.
С 1988 года наблюдается снижение прироста численности населения. Детское население составляет 296 тысяч человек, это 29% всего населения города, из них детей дошкольного возраста - около 59 тысяч (22,7%), детей от 7 до 14 лет - более 175 тысяч (59,1%) и подростков от 15 до 18 лет - 62 тысячи человек, или 18,2%. В структуре населения города преобладает женское население, в структуре детского возраста с небольшим перевесом - мужское. Идет процесс старения населения. При общем снижении численности населения уменьшается численность населения в возрасте до 55 лет и увеличивается численность населения старшего возраста.
Большинство семей испытывает финансовые затруднения по выполнению своих обязанностей по отношению к детям. В целом положение семей, имеющих детей, остается неудовлетворительным, так как рост заработной платы не поспевает за ростом цен на потребительские товары и услуги, а пособия и пенсии детям со стороны государства "съедаются" ростом цен и инфляцией. Ограничены возможности семьи в приобретении для детей одежды и обуви, обеспечении полноценного питания. Почти 65% населения города тратит более половины своих доходов на питание. Рост цен на товары для детей в г. Перми сопровождается сокращением их производства, увеличением притока импортных товаров низкого качества. Местные производители по экономическим соображениям не всегда заинтересованы в выпуске детской продукции. В последние годы происходит абсолютное увеличение затрат на коммунальные платежи, оплату электроэнергии, газа, услуг связи и др.
Вместе с тем, наметились позитивные тенденции экономического и социального развития в городе. На рынке труда наблюдается сокращение численности безработных, однако структура занятости все еще остается неэффективной. Вслед за экономическим ростом наметился рост номинальных денежных доходов населения, который происходит на фоне сокращения темпов инфляции. Произошло сокращение, а в ряде сфер и ликвидация задолженности по выплате заработной платы, ликвидация задолженности по выплате пенсий. Реальные доходы горожан увеличились. Но отраслевая и территориальная дифференциация доходов населения остается слишком высокой, численность малоимущих горожан, нуждающихся в социальной защите, снижается медленно.
С учетом сложившегося положения стратегическая цель социальной политики города Перми определена как создание системы новых, ориентированных на человека, социальных отношений, регулирование этих отношений и контроль над ними. Социальная политика направлена на обеспечение максимально возможного на данном этапе развития экономики города, уровня и качества жизни всех категорий населения, призвана создавать оптимальные условия воспроизводства населения и ослаблять социальную напряженность, нейтрализуя социально-классовые, профессиональные, национальные и другие конфликты.
Хотя по-прежнему сохраняется проблема недостаточного финансирования бюджетных и научных организаций, учреждений образования, здравоохранения, культуры, что сдерживает их развитие, осложняет процесс структурной и функциональной адаптации социальной инфраструктуры к рыночным условиям, Пермь остается крупным научным и образовательным центром, в котором работают академические институты, объединенные в Пермское отделение РАН, многочисленные НИИ, университеты (государственный, педагогический, технический) и академии (медицинская, фармацевтическая или сельскохозяйственная), институт искусств и культуры и военные вузы (Пермский военный институт ракетных войск, Пермский военный институт внутренних войск МВД РФ, Пермский филиал юридического института МВД РФ). За последнее десятилетие открыты: Уральский филиал Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (1991), Пермский региональный институт педагогических информационных технологий (1997), Пермский институт Московского государственного университета коммерции (1997), Пермский филиал государственного университета - Высшая школа экономики (1998), филиал Уральской академии государственной службы (1998). Есть и негосударственные вузы и филиалы: Западно-Уральский институт экономики и права, Пермский гуманитарно-технологический институт, Уральский гуманитарный институт, Прикамский социальный институт-филиал Московского открытого социального университета, филиал Московского социально-гуманитарного института, филиал Современного гуманитарного института (г. Москва), филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. В целом только в гражданских государственных вузах г. Перми и Пермской области в 1999/2000 учебном году обучалось 54,9 тысяч студентов, в том числе 33,3 тысячи - на дневной (очной) форме обучения, 4,6 тысячи - на вечерней и 17 тысяч человек - на заочной форме. Число студентов составляет 184 человека на 10 тысяч населения. Кроме того, разнообразна сеть учреждений начального, среднего и профессионального образования федерального подчинения.
Образовательная система г. Перми, включающая 444 муниципальных образовательных учреждения, в которых обучаются и воспитываются 166281 детей и подростков, трудятся более 17 тысяч педагогических работников, обеспечивает исходную фундаментальную подготовку и социализацию школьников. Городская система ОУ состоит из 133 средних (полных) образовательных учреждений, в том числе 8 гимназий, 6 лицеев, 20 школ с углубленным изучением различных предметов, 9 основных школ, 7 комплексов "Начальная школа-детский сад", 10 открытых (сменных) школ, 6 специальных (коррекционных) школ-интернатов, 3 специальных (коррекционных) ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8 специальных (коррекционных) образовательных школ, 5 детских домов, 3 аккредитованных негосударственных ОУ, 279 дошкольных ОУ, 43 учреждения дополнительного образования детей. В 5 учебно-производственных комбинатах обучается 8 тысяч школьников по 46 профессиям (специальностям), работает два училища, одно из них "Уральское подворье", для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Работают с детьми высококвалифицированные педагоги: 90 заслуженных учителей РФ, 6 заслуженных тренеров РФ, 88 лауреатов премии международных фондов, 12 медалистов и орденоносцев, 255 победителей конкурса "Учитель года", 21 учитель-исследователь, 7 руководителей - исследователей. Имеется развитая сеть повышения квалификации: Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров (ПГТУ), центр дополнительных образовательных услуг (ПГУ), факультеты повышения квалификации специалистов (ПГПУ, ПГМА, ПГФА, ПГСХА), ПОИПКРО и др., которые позволяют реализовать в регионе концепцию непрерывности повышения профессионального образования, использовать потенциал высшей школы в интересах развития кадрового потенциала предприятий, организаций, в том числе ОУ города.
Финансирование нужд образования города в 1999/2000 учебном году имело тенденцию роста. Если в 1999 году образованию выделено 545 млн. рублей или 55% от потребности, то в 2000 году уточненный бюджет составил 918,6 млн. рублей или 69% от потребности отрасли. Доля выделяемых средств на нужды образования стабильна в бюджете города и составляет за последние годы 23-26%.