2.9.1. Характеристика ситуации
Город Пермь является уникальным для России учебно-научно-производственным комплексом. По многим направлениям деятельности его потенциал превосходит мировой уровень. В условиях свободных рыночных отношений это обязывает неуклонно добиваться предельно высокого качества товаров, услуг, продуктов интеллектуального труда. В современном обществе появляются новые виды деятельности, получают развитие новые формы отношений субъектов РФ, различных ведомств, заинтересованных в подготовке высококлассных специалистов, намечаются тенденции к превращению высшего образования во всеобщее, которое в той или иной форме будет доступно подавляющей части населения. На разных этапах своей трудовой деятельности благодаря развитию информационных технологий и других средств коммуникации люди будут возобновлять процесс непрерывного образования, предъявляя к высшему образованию высокие индивидуальные требования. Поэтому цели общеобразовательной школы приобретают новую устойчивую доминанту: готовить человека к продолжению образования, в том числе к обучению в высших учебных заведениях, на разных этапах его развития. В СО возникает новая задача: выращивание профессиональных и социальных лидеров в сферах деятельности, актуальных для города; достижение лидирующей роли самой СО в решении проблем культурной и социально-экономической жизни.
Выход образовательной деятельности за границы ОУ, ее соприкосновение с жизнью актуализирует проблему преемственности образования. Преемственность во взаимодействии школы и вуза предполагает формирование традиций, которые могут возникнуть в результате совместной образовательной деятельности и определяться единой шкалой ценностей, признанной преподавателями, учащимися, родителями. Эта деятельность является отражением приоритетов региональной политики образования, инициируется в конкретных региональных сообществах и создает единое образовательное пространство довузовской и вузовской подготовки. Такое пространство должно основываться на культурной взаимосвязи образовательных социумов, без чего взаимоотношения между школой и вузом превращаются в рынок услуг, в котором отсутствует духовное измерение.
2.9.2. Преемственность взаимодействия "школа-вуз" - одно из направлений реализации Программы
Преемственность взаимодействия школы и вуза в подготовке специалиста-исследователя характеризуют:
- преемственность содержания образования и педагогических технологий;
- передача социокультурных традиций школы как образовательной системы вузу;
- выстраивание целостной преемственной системы педагогической помощи учащимся в их профессиональном самоопределении и саморазвитии в школе и вузе;
- становление целостной преемственной системы формирования и развития у учащихся научно-теоретического мышления в школе и вузе;
- связь теоретических знаний с практической деятельностью, стимулирование прикладных видов деятельности теоретическими обобщениями;
- развитие представлений об окружающем мире от проблем региональных сообществ до глобальных проблем человечества как совокупности состояний, неразрывно связанных с человеческим бытием.
Исследование проблемы преемственности образовательных линий в системе обучения "школа-вуз" становится процессом многомерным, определяемым не только взаимодействием уровней образования и предметно-деятельностной интеграции, соответствующей конкретному этапу обучения, но и межсферным процессом, возникающим между ОУ, объединенными общей целью: созданием системы подготовки специалистов высокой квалификации. Формирование периферийных звеньев, примыкающих к системе углубленной довузовской и вузовской подготовки, предполагает:
- интеграцию основного и дополнительного образования, позволяющую не только углубить подготовку в направлении выбранной специализации, но и совмещать с ней существенно различные виды познавательной деятельности, оказывающиеся важными в свободном самоопределении личности;
- развертывание в образовательном пространстве города системы непрерывного дополнительного образования "школа-вуз";
- создание локальных моделей взаимодействия образования-науки-производства-культуры на разных этапах многоуровневой подготовки специалиста-исследователя.
Превращение научной деятельности в опыт средствами образования - сложный процесс достижения преемственности в познании мира, от получения готовых знаний к новым горизонтам, неизвестным обучаемому и всему человечеству. Аналогично производственная деятельность осознается как образовательная, способствующая приобретению опыта через понимание реальности в развитии ее внутренних связей. Еще сложнее интеграция культуры в образовательную деятельность. Она требует глубокого осмысления жизни и искреннего диалога о духовных ценностях общественного развития, который может, однако, не состояться, если образовательная среда лишена гуманитарного основания:
- освоение многовариантной, дифференцированной по скорости прохождения системы подготовки кадров, допускающей опережающее развитие личности на отдельных этапах и по отдельным направлениям обучения;
- выделение целостной системы углубленной довузовской и вузовской подготовки как ядра образовательного пространства подготовки специалистов-исследователей выдвигает особые требования к преемственности обучения по отношению к периферийным звеньям. Эта преемственность позволит обеспечить открытость вхождения в данную многоуровневую систему на любом этапе ее деятельности. Достижение преемственности углубленной довузовской и вузовской подготовки должно сочетаться с преемственностью в других звеньях: образовательная школа - школа с углубленным изучением ряда дисциплин, школа - производство, вуз - научно-производственный центр, вуз - учреждение культуры и так далее;
- развитие многообразия в образовании - основной принцип современной образовательной деятельности, может быть достижим, если проблема преемственности различных видов образовательной деятельности, отсутствие разрывов, разломов в образовании будет поддерживаться не только нормативно-правовой базой, но и сотрудничеством, диалогом между ОУ и другими ведомствами в регионе, а само образование будет воспринято всеми как общее дело. Это и путь к политическому единству, согласию в обществе.
Всякая передача опыта от одного поколения к другому требует постижения педагогом ментальности нового поколения, умения видеть мир глазами обучающихся. Творчество учащихся и студентов - это отражение педагогического и научного творческого поиска коллективов преподавателей школ и вузов. В подготовке квалифицированного специалиста-исследователя индуцирование исследовательской деятельности происходит за счет расширения образовательного пространства за ОУ. Ими становятся научные объединения, предприятия, учреждения культуры и досуга. Социализация личности в процессе образовательной деятельности означает, что стирается грань между ОУ и социальной средой, воздействующей на личность. Стимулом познавательной активности становится коллективное общение не только обучающихся, но и преподавателей, других членов региональных сообществ, способных создать нравственно-этическую атмосферу сотрудничества, раскрывающего личностную индивидуальность. Преемственность поколений поэтому не просто выражается в передаче опыта от одного поколения к другому, это есть непрерывный процесс познания ментальности социума в меняющемся мире, где представители различных возрастных групп, обладая нетождественными жизненными ценностями, остаются едины в следовании традициям современной цивилизации. Таким образом, понимание преемственности в образовании как постижение преемственности изменений культурной среды становится важным фактором гармонизации отношений в обществе.
Преемственность обучения в системе непрерывного образования "школа-вуз" с точки зрения закономерностей преподавания должна строиться не на диалектике низших и высших форм образовательной деятельности, а опираться на логику нетождественных, равнозначных и взаимосвязанных этапов обучения.
2.9.3. Довузовское образование
Для довузовского образования задача поступления воспитанников в вуз не является конечной. Специфика довузовского образования состоит в том, что, не подменяя целостную систему построения основного образования, оно должно служить дополнительным ресурсом воздействия на личность с целью профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузе. Следует выделить две сущностно важные проблемы обновления содержания довузовского образования с целью достижения его преемственности в системе непрерывного образования "школа-вуз":
- каким должно быть дополнение к основному образованию, чтобы эта новая структура содержания образования позволила бы выпускнику школы не только поступить в вуз, преодолевая с наименьшими усилиями формальные ограничения конкурсного приема, но и в полной мере быть готовым к продолжению непрерывного профессионального образования на качественно более высоком уровне;
- как, используя потенциал вуза, активизировать творческие и интеллектуальные возможности учащихся.
Во всем спектре возможностей дополнительного образования особую ценность приобретает система углубленного довузовского образования, которая должна получить свое продолжение как углубленное образование в стенах вуза. Смысл этой углубленности состоит в том, что она предполагает приобретение опыта, отражающего текущие и перспективные потребности общественного развития. В этой связи углубленность содержания довузовского образования рассматривается как инструмент конструирования этой деятельности, как способ вхождения в интеллектуально активную среду и приобретения новых профессиональных качеств специалиста, среди которых способность получать "готовые" знания должна быть преобразована в навыки самостоятельного "добывания" этих знаний.
Творческий педагог школы и ученый вуза во многом близки по природе своей деятельности. Вот почему задача довузовского образования состоит и в том, чтобы объединить их влияние на развитие личности ученика, превратив довузовское образование в творческую лабораторию, которая создает свой "продукт" - социокультурную среду, в которой формируются принципы мышления, сознательная деятельность будущего высококлассного специалиста.
Довузовское образование необходимо не просто для повышения качества подготовки специалистов, оно необходимо для того, чтобы подготовить специалиста новой формации, являющегося лидером в сложном и противоречивом процессе социально-экономических преобразований в России. Именно это и должно стать мерилом качества углубленной довузовской подготовки и в полной мере быть востребованным в вузах и в последующей послевузовской подготовке. Система непрерывного образования "школа-вуз", основанная на совмещении углубленной довузовской и вузовской подготовок, способна не только обеспечить высокое качество образования, но и стать основой для формирования культурного пространства, в котором высокий интеллектуальный потенциал сможет утвердить себя и получить признание. Обучение нового типа специалистов-исследователей не сводимо к узкоцелевой интенсивной подготовке студентов для вполне конкретной деятельности, предопределенной на пятилетие вперед. Сегодня требуется новое содержание образования для подготовки профессиональных лидеров и методология его постоянного обновления, отражающая все значимое, входящее в нашу жизнь.