Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Г. ПЕРМИ" И ОБЪЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ НА 1998 ГОД

3. Характеристика проблемы


В настоящее время сложилась ситуация, когда физическая активность населения находится на недопустимо низком уровне, что в сочетании с неблагоприятной экологической обстановкой в городе, а также повышенным уровнем стрессов, связанным с политико - экономической обстановкой в стране, создает угрозу для здоровья населения. Известно, что организм, поддерживающий свою физическую активность на высоком уровне лучше сопротивляется вредному влиянию окружающей среды, чем организм, ведущий малоактивный образ жизни. Также известно, что занятия спортом - один из наиболее эффективных способов противостояния стрессу. Однако сегодня ситуация такова, что население в основной своей массе не осознает значения физкультуры и спорта в формировании полноценной и здоровой жизни. Кроме того, даже те, кто понимают суть проблемы, чаще всего не имеют возможности для занятий по причинам экономического характера. В связи с тем, что физкультуре и спорту уделяется слишком мало внимания (в том числе и в плане финансирования - доля отрасли в расходной части городского бюджета составляла: в 1996 г. - 0,11%, в 1997 г. - 0,15%), многие направления массовой физкультурно - оздоровительной работы сегодня коммерциализировались и превратились в дорогое и не всем доступное удовольствие.

На протяжении последних лет наблюдается тревожная тенденция снижения уровня здоровья населения. Сокращается продолжительность жизни, растет травматизм, увеличивается число инвалидов (61000 чел., из них 3400 - детей). За годы обучения в общеобразовательных школах уровень здоровья детей снижается в 4 - 5 раз. Лишь 83% школьников имеют нормальное физическое развитие, растет число детей с нарушением осанки, сколиозами. Каждый третий школьник страдает хронической патологией. Только 10% детей оканчивают школу здоровыми. Увеличивается число юношей, не пригодных для службы в армии. Быстрыми темпами растет численность школьников, пристрастившихся к табакокурению, употреблению спиртных напитков и наркомании. За период 1991 - 1997 гг. число наркоманов в подростковом возрасте увеличилось в 15 раз. На этой почве растет количество правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, среди несовершеннолетних (за 9 месяцев 1997 года - 307 преступлений, за тот же срок органами милиции доставлено 1062 подростка в состоянии наркотического и токсического опьянения, в 1996 г. таковых было 732 чел.).

Социально - экономические преобразования в стране привели к сокращению числа работников в сфере физкультуры и спорта, к снижению их мотивации к качественному труду, к закрытию ряда ДЮСШ, к неупорядоченной коммерциализации услуг этой сферы. В результате возможности населения, и особенно, молодежи, в физическом совершенствовании резко ограничились. Понизился престиж профессиональной деятельности преподавателей физкультуры, тренеров, что негативным образом отражается на мотивации студентов институтов физического воспитания.

Известно, что средства физкультуры и спорта являются достаточно эффективными, а иногда и единственными для полного или частичного возвращения людей с различной степенью инвалидности к нормальной жизни.

Дефицит возможности участия в физкультурно - оздоровительных мероприятиях ощущают также пенсионеры и люди пожилого возраста. При этом, для этой категории населения физическая культура является одним из доступных и (по данным научных исследований) весьма эффективных средств профилактики заболеваний и обеспечения активного долголетия.

Недостаток материальных средств, уделение недостаточного внимания здоровому образу жизни со стороны средств массовой информации, узость нормативно - правовой базы, стимулов для привлечения внебюджетных средств в отрасль резко понижают эффективность, а подчас делают и невозможной деятельность физкультурно - оздоровительных и спортивных организаций. Для изменения ситуации необходимы скоординированные и целенаправленные действия со стороны этих организаций, органов власти, средств массовой информации.

Этими и многими другими причинами была обусловлена необходимость разработки городской целевой программы как комплекса социальных мер, направленных на укрепление здоровья жителей Перми, формирование здорового образа жизни. Авторы программы ставили целью определить перечень узловых практических, организационных и методических мероприятий, позволяющих целенаправленно повышать эффективность физического воспитания различных возрастных групп населения. Исходя из этого, были определены основные направления реализации программы и приоритеты ее выполнения.