Пермская область относится к наиболее развитым и стабильным субъектам Российской Федерации. Город Пермь, как крупнейшее муниципальное образование региона, характеризуется значительными темпами становления рыночного хозяйства.
Вместе с тем генезис "третьего сектора" происходит в условиях недостаточной развитости гражданского общества и традиций личной свободы. Это способствует сохранению иждивенческих настроений населения, сдерживает стабильное развитие города.
"Третий сектор" необходим городскому сообществу по ряду причин:
- своей деятельностью он заполняет нишу, не занятую государством и частным сектором;
- за счет деятельности "третьего сектора" население вовлекается в организацию и функционирование местной власти, в процесс социальных изменений, в разработку и реализацию программ социальных инноваций;
- система организаций "третьего сектора" обеспечивает баланс интересов различных социальных групп, а также отдельных граждан и властных структур;
- "третий сектор" осуществляет очень важные социальные функции в развитии и распространении таких ценностей, как индивидуальная и групповая свобода, разнообразие, чувство общности, гражданская активность и ответственность, бескорыстие и благотворительность. В конечном счете от глубины взаимодействия государственных и муниципальных структур, бизнеса и некоммерческих организаций зависят стабильность экономических процессов, социальная справедливость и отсутствие конфликтов в городском сообществе.
В эффективном партнерском взаимодействии некоммерческих организаций и местного самоуправления содержится огромный потенциал для решения социально-экономических проблем города.
Некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть населения и способны не только профессионально участвовать в решении местных проблем и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем интересов граждан, организуют людей для самостоятельного решения проблем, обеспечивают обратную связь с органами местного самоуправления.
Принципиальная задача органов местного самоуправления - обеспечить процедуру поддержки гражданской активности, правовые условия и стимулы. В настоящее время в основном созданы условия для успешного функционирования "третьего сектора". Существующая законодательная база на федеральном, региональном и местном уровнях дает возможность реализовать инициативу граждан на местах. На уровне города в основном сформирована нормативная база, регулирующая деятельность органов общественной самодеятельности. В администрации города отдел по работе с общественностью и развитию самоуправления координирует деятельность районных администраций по работе в области местного самоуправления, оказывает всестороннюю консультационную и организационно-методическую поддержку некоммерческим организациям, инициативным группам, социальным организаторам.
Особенность ситуации в городе состоит в вовлеченности власти в процесс поддержки и развития "третьего сектора". Реализована программа "Поддержка общественного самоуправления и общественных инициатив в городе Перми на 1996-2000 гг." (ПОСОИ). Это позволило придать значительный импульс развитию структуры гражданского общества в городе. Продемонстрирована жизнеспособность основных идей и механизмов, заложенных в программе. Созданы структуры управления и взаимодействия, запущен механизм по внедрению социального заказа в городе. Привлечены значительные средства из внебюджетных источников. Реализация программы ПОСОИ вывела город в число муниципальных образований с наиболее развитой системой общественного самоуправления. Трудно переоценить тот социально-экономический эффект, который возникает при вовлечении в народнохозяйственный оборот огромного ресурса гражданской инициативы. Сегодня территориальное общественное самоуправление является неотъемлемой составляющей таких процессов развития общества, как управление территорией, формирование конкурентной среды, становление отношений конструктивного сотрудничества. Население приобретает навыки использования ресурсов территории проживания.
В микрорайонах города постоянно растет число создающихся ОТОС. Если в начале 1996 их было 25, то в июле 2000 уже 53. Происходит качественный рост кадров и программных разработок.
Поддержку находят и общественные инициативы, не оформленные организационно, как юридические лица. Взаимодействие происходит и на уровне малых поселенческих общностей. В последнее время идет процесс развития низовых структур общественного самоуправления (улица, дом). Это особенно актуально в условиях проведения реформы ЖКХ и преобразования системы собственности в сфере недвижимости. Там, где сами граждане начинают преобразования, для властных структур возникают дополнительные мотивации и стимулы для поддержки общественных инициатив.
Это приводит к позитивным результатам. Социологические исследования показывают, что в общественном сознании произошли значительные сдвиги - осознание важности комплексного взаимодействия, поиск общих интересов. Вместе с тем некоторые характеристики (информационное поле, уровень взаимодействия с районными администрациями, специальная подготовка кадров и программная деятельность) свидетельствуют о необходимости решать эти проблемы и в дальнейшем.
Полученный опыт требует дальнейшего продолжения деятельности в заданном направлении, учитывая корректирующее воздействие социально-экономической ситуации, возросшее понимание общественностью и властными структурами важности гражданских инициатив.
В этих условиях перед органами местного самоуправления стоит задача укрепления и поддержки некоммерческих структур, необходимых городскому сообществу.
Следует продолжить и расширить деятельность по обучению и профессионализации кадров общественного самоуправления и общественных организаций. Для работы в областях, где исполнители сталкиваются с массой разнообразных факторов и большой степенью неопределенности, требуется внедрение новейших социальных технологий. Необходимо расширять партнерские отношения с общественными организациями, реализующими свои программы в различных сферах. Этому в значительной степени способствует дальнейшее развитие системы социального заказа.
Неравномерность развития некоммерческих организаций является постоянной характеристикой этого процесса. "Третий сектор" нуждается в квалифицированной организационно-методической поддержке, формировании системы партнерских отношений как с властью, так и внутри собственной структуры. В свою очередь городское сообщество нуждается в активном вовлечении некоммерческих организаций в процесс реализации инициатив граждан.