ПЕРМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПЕРМСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2000 года N 122
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ"
В целях развития общественных инициатив, поддержки общественного территориального самоуправления и общественных организаций в городе Перми Пермская городская Дума решила:
1. Утвердить городскую целевую программу "Общественные инициативы" (Программа совместных действий по развитию общественных инициатив в городе Перми на 2001-2004 годы).
2. Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссию Пермской городской Думы по местному самоуправлению (Саулин В.А.).
И.о. Главы города
В.И.ПЕТЕНКО
к решению
Пермской городской Думы
от 31.10.2000 N 122
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ" ПРОГРАММА СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ В ГОРОДЕ ПЕРМИ НА 2001-2004 годы
1.1 | Регистрационный | |
1.2 | Полное наименование | Городская целевая программа |
1.3 | Условное (краткое) | ГПЦ "Общественные инициативы" (ОИ) |
1.4 | Цель программы: | Формирование и совершенствование |
1.5 | Муниципальный | Администрация города Перми |
1.6 | Руководитель | Отдел по работе с общественностью и |
1.7 | Головной | Отдел по работе с общественностью и |
1.8 | Сроки реализации | 2001-2004 годы |
1.9 | Финансирование | Объемы бюдж етного финансирования |
Общественная инициатива - форма проявления общественной активности, совокупность действий по выдвижению, утверждению, распространению и практической реализации общественно значимых идей, самостоятельно и добровольно осуществляемых субъектом.
Некоммерческая организация (НКО) - юридическое лицо, не преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между своими участниками.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы ТОС.
"Третий сектор" - составляющая социально-экономического потенциала города, совокупность некоммерческих организаций и общественных объединений, не ставящих своей целью получение прибыли и ориентированных на реализацию общественных интересов.
Социальный заказ - поручение администрации города на выполнение мероприятий и мер, направляемых на решение приоритетных социально значимых проблем путем целевого финансирования на конкурсной основе за счет средств бюджета города Перми общественно полезных проектов НКО, ОТОС, действующих на территории Перми, по их заявкам в увязке с действующими городскими целевыми программами с обязательным последующим отчетом о выполнении программ и использовании предоставленных средств.
Городская целевая "Программа совместных действий по развитию общественных инициатив в городе Перми на 2001-2004 годы" (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями Порядка разработки и реализации городских целевых программ.
Положения программы основаны на анализе состояния "третьего сектора" в городе Перми, взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в рамках программы "Поддержка общественного самоуправления и общественных инициатив в городе Перми на 1996-2000 гг.". Соблюдена преемственность принципов и форм такого взаимодействия.
Программа направлена на эффективное развитие системы взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческого сектора, общественных инициатив граждан. Определены основные направления такого развития, рассмотрены его предпосылки, способы информационного обеспечения и финансирования мероприятий программы.
В рамках реализации программы взаимодействуют различные категории субъектов: органы местного самоуправления, органы общественной инициативы по месту жительства, общественные организации, научные учреждения, специалисты и эксперты, городские ведомства и службы.
Программа носит долгосрочный характер и рассчитана на 2001-2004 годы.
Пермская область относится к наиболее развитым и стабильным субъектам Российской Федерации. Город Пермь, как крупнейшее муниципальное образование региона, характеризуется значительными темпами становления рыночного хозяйства.
Вместе с тем генезис "третьего сектора" происходит в условиях недостаточной развитости гражданского общества и традиций личной свободы. Это способствует сохранению иждивенческих настроений населения, сдерживает стабильное развитие города.
"Третий сектор" необходим городскому сообществу по ряду причин:
- своей деятельностью он заполняет нишу, не занятую государством и частным сектором;
- за счет деятельности "третьего сектора" население вовлекается в организацию и функционирование местной власти, в процесс социальных изменений, в разработку и реализацию программ социальных инноваций;
- система организаций "третьего сектора" обеспечивает баланс интересов различных социальных групп, а также отдельных граждан и властных структур;
- "третий сектор" осуществляет очень важные социальные функции в развитии и распространении таких ценностей, как индивидуальная и групповая свобода, разнообразие, чувство общности, гражданская активность и ответственность, бескорыстие и благотворительность. В конечном счете от глубины взаимодействия государственных и муниципальных структур, бизнеса и некоммерческих организаций зависят стабильность экономических процессов, социальная справедливость и отсутствие конфликтов в городском сообществе.
В эффективном партнерском взаимодействии некоммерческих организаций и местного самоуправления содержится огромный потенциал для решения социально-экономических проблем города.
Некоммерческие организации объединяют самую активную и образованную часть населения и способны не только профессионально участвовать в решении местных проблем и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем интересов граждан, организуют людей для самостоятельного решения проблем, обеспечивают обратную связь с органами местного самоуправления.
Принципиальная задача органов местного самоуправления - обеспечить процедуру поддержки гражданской активности, правовые условия и стимулы. В настоящее время в основном созданы условия для успешного функционирования "третьего сектора". Существующая законодательная база на федеральном, региональном и местном уровнях дает возможность реализовать инициативу граждан на местах. На уровне города в основном сформирована нормативная база, регулирующая деятельность органов общественной самодеятельности. В администрации города отдел по работе с общественностью и развитию самоуправления координирует деятельность районных администраций по работе в области местного самоуправления, оказывает всестороннюю консультационную и организационно-методическую поддержку некоммерческим организациям, инициативным группам, социальным организаторам.
Особенность ситуации в городе состоит в вовлеченности власти в процесс поддержки и развития "третьего сектора". Реализована программа "Поддержка общественного самоуправления и общественных инициатив в городе Перми на 1996-2000 гг." (ПОСОИ). Это позволило придать значительный импульс развитию структуры гражданского общества в городе. Продемонстрирована жизнеспособность основных идей и механизмов, заложенных в программе. Созданы структуры управления и взаимодействия, запущен механизм по внедрению социального заказа в городе. Привлечены значительные средства из внебюджетных источников. Реализация программы ПОСОИ вывела город в число муниципальных образований с наиболее развитой системой общественного самоуправления. Трудно переоценить тот социально-экономический эффект, который возникает при вовлечении в народнохозяйственный оборот огромного ресурса гражданской инициативы. Сегодня территориальное общественное самоуправление является неотъемлемой составляющей таких процессов развития общества, как управление территорией, формирование конкурентной среды, становление отношений конструктивного сотрудничества. Население приобретает навыки использования ресурсов территории проживания.
В микрорайонах города постоянно растет число создающихся ОТОС. Если в начале 1996 их было 25, то в июле 2000 уже 53. Происходит качественный рост кадров и программных разработок.
Поддержку находят и общественные инициативы, не оформленные организационно, как юридические лица. Взаимодействие происходит и на уровне малых поселенческих общностей. В последнее время идет процесс развития низовых структур общественного самоуправления (улица, дом). Это особенно актуально в условиях проведения реформы ЖКХ и преобразования системы собственности в сфере недвижимости. Там, где сами граждане начинают преобразования, для властных структур возникают дополнительные мотивации и стимулы для поддержки общественных инициатив.
Это приводит к позитивным результатам. Социологические исследования показывают, что в общественном сознании произошли значительные сдвиги - осознание важности комплексного взаимодействия, поиск общих интересов. Вместе с тем некоторые характеристики (информационное поле, уровень взаимодействия с районными администрациями, специальная подготовка кадров и программная деятельность) свидетельствуют о необходимости решать эти проблемы и в дальнейшем.
Полученный опыт требует дальнейшего продолжения деятельности в заданном направлении, учитывая корректирующее воздействие социально-экономической ситуации, возросшее понимание общественностью и властными структурами важности гражданских инициатив.
В этих условиях перед органами местного самоуправления стоит задача укрепления и поддержки некоммерческих структур, необходимых городскому сообществу.
Следует продолжить и расширить деятельность по обучению и профессионализации кадров общественного самоуправления и общественных организаций. Для работы в областях, где исполнители сталкиваются с массой разнообразных факторов и большой степенью неопределенности, требуется внедрение новейших социальных технологий. Необходимо расширять партнерские отношения с общественными организациями, реализующими свои программы в различных сферах. Этому в значительной степени способствует дальнейшее развитие системы социального заказа.
Неравномерность развития некоммерческих организаций является постоянной характеристикой этого процесса. "Третий сектор" нуждается в квалифицированной организационно-методической поддержке, формировании системы партнерских отношений как с властью, так и внутри собственной структуры. В свою очередь городское сообщество нуждается в активном вовлечении некоммерческих организаций в процесс реализации инициатив граждан.
Главной целью программы является дальнейшее формирование и совершенствование механизма взаимодействия органов местного самоуправления и городского населения.
Достижение поставленной цели основывается на следующих базовых принципах:
- Приоритет интересов городского сообщества
- Равноправность, отказ от практики патернализма в отношениях власти и "третьего сектора"
- Публичность деятельности как властных структур, так и некоммерческих организаций.
В рамках программы необходимо решение основных задач:
- Развитие системы гражданского участия, партнерства в решении проблем городского сообщества
- Повышение результативности, действенности, активности негосударственных организаций - "от стадии роста к интенсификации развития"
- Формирование долгосрочной инвестиционной политики поддержки общественных инициатив
- Стимулирование общественной активности структур частного бизнеса.
Направления реализации программы определены с учетом существующих проблем, оказывающих влияние на процессы развития "третьего сектора" и его взаимодействия с органами муниципальной власти, учитывают опыт, накопленный в этой области за последние годы.
Реализация программы ориентирована на весь спектр негосударственных организаций - собственно общественные объединения, территориальное общественное самоуправление, общественные инициативы. Учитывая специфику каждого из этих блоков, программа решает вопросы, характерные для всех них.
Вместе с тем в рамках программы целесообразно выделение отдельных блоков - подпрограмм, ориентированных на ряд объектов деятельности некоммерческого сектора, а также имеющих особое значение для его собственного развития:
- "Территориальное общественное самоуправление"
- "Гармонизация межнациональных отношений"
- "Партнерство. Социальный заказ"
- "Социальный аудит"
- "Ресурсная стратегия для "третьего сектора".
"Территориальное общественное самоуправление"
Территориальное общественное самоуправление, являясь неотъемлемой и органичной частью местного самоуправления, становится одной из основ формирующегося гражданского общества. Реализация права на самоуправление создает условия для участия граждан в решении вопросов местного значения. Система территориального общественного самоуправления является наиболее специфической сферой возникновения и реализации общественных инициатив. Проблематика соседского сообщества минимизирует отчуждение, а влияние условий проживания на социальное поведение трудно переоценить. В свою очередь социальное поведение способно оказывать существенное влияние на эти условия.
Программа учитывает уровень развития ТОС в городе и предполагает на основании существующего опыта решение ряда основных проблем:
Проблема соорганизации по основным направлениям
- Участников инициативных групп, общественных инициатив
- Органов ТОС и общественных организаций
- Органов ТОС и муниципальных структур