Недействующий

 
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2003 года N 842

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Губернатора Краснодарского края от 12.12.2023 N 1077.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановления главы администрации края от 18.03.2005 N 231, Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1086)


В целях совершенствования системы управления государственным имуществом, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, усиления роли государства в управлении государственным сектором экономики, реализации Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", выполнения плана мероприятий по реализации Программы реформирования управления региональными финансами в Краснодарском крае постановляю:

1. Утвердить Концепцию управления государственной собственностью Краснодарского края (приложение N 1).

(п. 1 в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1086)

2. Органам исполнительной власти Краснодарского края провести работу по реализации плана подготовки проектов нормативных правовых актов по управлению государственной собственностью Краснодарского края.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Краснодарского края, руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Бондаря В.М.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Первый зам. главы администрации
Краснодарского края
А.А.РЕМЕЗКОВ






Приложение N 1
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 29 августа 2003 года N 842

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ  

(в редакции Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1086)


Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Краснодарского края в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за краевыми государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения (далее именуются - унитарные предприятия), краевыми государственными учреждениями (далее именуются - учреждения) и не закрепленного за каким-либо субъектом и не обремененного иными обязательствами, а также имущественных прав Краснодарского края, вытекающих из его участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края в бюджетный процесс).

Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

Концепция содержит два раздела. В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом Краснодарского края.

Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества Краснодарского края, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг.


 I. Управление государственным имуществом


 1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом Краснодарского края


В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом Краснодарского края, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

Усиление роли государственного регулирования экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:

- увеличение доходов краевого бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

- оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности Краснодарского края в процесс совершенствования управления;

- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей органам исполнительной власти Краснодарского края необходимо решить следующие задачи:

- полная инвентаризация объектов государственной собственности Краснодарского края, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

- постоянное обновление сведений в реестре государственной собственности Краснодарского края;

- повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

- классификация объектов государственной собственности Краснодарского края по признакам, определяющим специфику управления;

- оптимизация количества объектов государственной собственности Краснодарского края;

- определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

- обеспечение прав Краснодарского края как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

- обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Краснодарского края, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих <1>;

     ________________

<1> В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.


- обеспечение поступления дополнительных доходов в краевой бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для органов исполнительной власти Краснодарского края.

В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом Краснодарского края, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

1.1. Определение цели управления.

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.

Для этого необходимо разработать нормативные критерии целесообразности сохранения в государственной собственности Краснодарского края имеющихся объектов, то есть сформулировать цели, для достижения которых необходимо сохранить данный объект в государственной собственности Краснодарского края.

Перечень целей применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.

1.2. Выбор способа достижения цели.

В силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не могут определяться способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели должен определяться в рамках установленной процедуры назначения управляющего и утверждаться уполномоченным органом исполнительной власти края.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели должна возлагаться на управляющего и не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски при недостижении запланированного качественного результата управления.

1.3. Построение системы управления.

Важнейшим принципом должно являться использование системы управления, как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами Краснодарского края, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами Краснодарского края и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов Краснодарского края должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

1.4. Обеспечение эффективности управления.

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов Краснодарского края и управляющих государственным имуществом Краснодарского края.

1.5. Обеспечение профессионализма управления.

В связи с необходимостью профессионального управления государственным имуществом Краснодарского края необходимо выполнять созданную систему аттестации управляющих.

Принципы управления, а также подходы к их реализации рассматриваются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как государственные унитарные предприятия Краснодарского края (далее - унитарные предприятия) и государственные учреждения Краснодарского края (далее - учреждения), доли Краснодарского края в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, недвижимое имущество, в следующей логической последовательности:

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, положение дел и основные выводы);

б) постановка целей и задач управления;

в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);

г) контроль эффективности управления.


 2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями


2.1. Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями.

По состоянию на 1 июля 2003 года в государственной собственности Краснодарского края насчитывается 274 унитарных предприятия и 300 учреждений.

2.2. Унитарные предприятия.

Функции по управлению унитарными предприятиями разделены между органами исполнительной власти Краснодарского края в соответствии с нормативными правовыми актами Краснодарского края.

Орган исполнительной власти края по управлению государственным имуществом наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к краевой собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Краснодарского края вносит в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, согласовывает уставы унитарных предприятий, а также заключение, изменение и расторжение трудовых договоров (контрактов) с их руководителями.

С большинством руководителей унитарных предприятий трудовые договоры (контракты) заключены, но не предусматривают конкретной ответственности руководителей за результаты деятельности. Срок действия многих трудовых договоров (контрактов) истек, назрела необходимость их перезаключения.

Отраслевые органы исполнительной власти Краснодарского края утверждают уставы краевых унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, определяют виды деятельности предприятий.

Количество унитарных предприятий весьма значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам Краснодарского края.

Нормативной правовой базой четко определены цели и задачи создания унитарных предприятий. Однако при создании унитарных предприятий органами исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющими контроль и регулирование деятельности в соответствующих отраслях, не приводятся экономические обоснования для создания таких подведомственных предприятий. Невыполнение требований законодательства способствовало созданию унитарных предприятий без учета их экономической целесообразности и повлекло за собой издержки краевого бюджета на формирование уставных фондов унитарных предприятий. Зачастую такие предприятия оказываются нерентабельными.

Согласно отчету Контрольно-счетной палаты Краснодарского края за 2002 год из 223 унитарных предприятий более одной трети работают убыточно.

Практика получения собственником доли прибыли унитарного предприятия не оправдала себя и потребовала более тонкого подхода к предприятиям. Часть прибыли унитарных предприятий, остающаяся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна направляться на реконструкцию и перевооружение этих предприятий.

Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»