ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 мая 2006 года N 133-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации города Омска от 26.03.2021 N 189-п.
____________________________________________________________________
В целях формирования долгосрочной политики Администрации города Омска в сфере информатизации, руководствуясь Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об информации, информатизации и защите информации", Уставом города Омска, постановляю:
Утвердить прилагаемую Концепцию информатизации Администрации города Омска.
КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Концепция информатизации Администрации города Омска (далее - Концепция) является системой представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной политики Администрации города Омска в сфере информатизации.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с:
- Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации";
- Законом Российской Федерации "О государственной тайне";
- Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене";
- Концепцией формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 года N Пр-1694;
- Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года N Пр-1895;
В настоящее время в Администрации города Омска внедрены и используются отдельные информационные системы: адресные и электронные планы города Омска, реестры объектов недвижимости и муниципальной собственности, реестры организаций, библиографический комплекс "Комплексная библиотечная технология", официальный интернет-сайт Администрации города Омска и другие. Все существующие информационные системы представляют собой разнородные информационные хранилища, отличные по виду носителя, характеру информации, функциональному назначению, и не обладают едиными стандартами обмена и доступа, что делает невозможным оперативный информационный обмен. Как правило, информационные системы выполнены с применением минимальных средств защиты и разграничения доступа и не обеспечивают необходимого уровня защиты информации. Не преодолен информационный монополизм структурных подразделений Администрации города Омска на открытые информационные ресурсы. Информационное обеспечение органов местного самоуправления города Омска, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне (в большинстве случаев население получает информацию традиционным путем). Значительная часть имеющихся в Администрации города Омска персональных компьютеров применяется только как индивидуальное средство работы с информацией.
Основными целями информатизации Администрации города Омска являются:
- повышение уровня и качества управления социально-экономической сферой жизнедеятельности города Омска, развитие его социальной и производственной инфраструктуры;
- удовлетворение информационных потребностей жителей города Омска и хозяйствующих на его территории субъектов во всех сферах их деятельности;
- создание на основе современных информационных технологий принципиально новых и недоступных ранее возможностей для взаимодействия Администрации города Омска и жителей города Омска.
Достижение этих целей предполагается осуществить путем создания единого информационного пространства Администрации города Омска (далее - ЕИП), которое представляет собой совокупность информационных ресурсов и систем, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе взаимосвязанных принципов, обеспечивающих оптимальное информационное взаимодействие субъектов, а также наиболее полное удовлетворение их информационных потребностей.
ЕИП включает в себя следующие компоненты:
- информационные ресурсы и системы, механизмы предоставления услуг на их основе;
- телекоммуникационную среду;
- организационную инфраструктуру, обеспечивающую устойчивое развитие информационной среды;
- систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.
Организационно-технические и технологические аспекты развития ЕИП должны учитывать необходимые требования, которые включают:
- обеспечение возможности вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых информационных систем при соблюдении единства организационных, технических и технологических составляющих;
- соблюдение имеющихся государственных и международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем, использование сертифицированных и легальных программных и аппаратных средств;
- обеспечение информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой информации в телекоммуникационных системах;
- формирование и использование информационных ресурсов на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования различных аппаратных платформ и операционных систем.
Создание ЕИП обеспечит применение эффективных информационных технологий, способствующих экономии труда в сфере управления, повышению эффективности принимаемых решений за счет доступа к достоверной и полной информации, быстрой ее обработки и немедленного доведения принятых решений до всех заинтересованных лиц, организации выработки согласованных решений в режиме реального времени территориально удаленными участниками переговоров, доступа широкого круга пользователей к удаленным источникам информации в сфере их профессиональной деятельности, образования, науки, культуры, права.
Для целенаправленного развития и координации процесса информатизации Администрации города Омска необходимо обеспечить решение следующих задач:
- формирование и осуществление долгосрочной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий в городе Омске;
- создание структурного подразделения Администрации города Омска, обеспечивающего реализацию долгосрочной политики Администрации города Омска в сфере информатизации, координацию процесса информатизации в структурных подразделениях Администрации города Омска, муниципальных предприятиях и учреждениях;
- создание нормативной правовой базы, определяющей основы регулирования отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации, с учетом локальных особенностей города Омска;
- создание и внедрение механизмов реализации кредитно-финансовой, инвестиционной и инновационной политики, в том числе долевого финансирования информационных проектов;
- централизацию финансирования закупок, разработок и внедрения программно-технических средств в Администрации города Омска;
- создание условий информационной безопасности и защиты данных как важнейшего фактора интеграции корпоративных, отраслевых и предметно-проблемных информационных сред в единое информационное пространство;
- создание и обоснование стандартов и регламентов информационного взаимодействия между субъектами ЕИП;
- проведение инвентаризации информационных систем, сетей, баз и банков данных;
- создание и развитие системы общедоступных информационных ресурсов (WWW-серверов и т.п.) на базе как уже действующих, так и внедряемых информационных систем в целях обеспечения условий, гарантирующих реализацию конституционных прав граждан на информацию, удовлетворения информационных потребностей органов местного самоуправления, органов государственной власти и хозяйствующих субъектов.
Телекоммуникационная среда Администрации города Омска (далее - телекоммуникационная среда) представляет собой совокупность сетей, служб и оконечного оборудования связи, а также правил их функционирования.
Телекоммуникационная среда служит для обеспечения доступа к информационным ресурсам и системам, осуществления взаимодействия субъектов информационных процессов.
Первоочередными работами по развитию телекоммуникационной среды являются:
1) плановая замена устаревшей техники (компьютеры, серверы, маршрутизаторы, коммутационная техника, системы передачи, аппаратура электропитания и т.п.);
2) создание локальных вычислительных сетей в структурных подразделениях Администрации города Омска;
3) создание во всех структурных подразделениях Администрации города Омска коммуникационных узлов доступа;
4) развитие телекоммуникационных сетей с целью увеличения емкостных и скоростных показателей.
Конкретные организационно-технические решения должны быть выработаны при разработке проекта транспортной сети передачи данных Администрации города Омска.
Основная цель долгосрочной политики Администрации города Омска в сфере информатизации по отношению к информационным ресурсам заключается в создании условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов, принадлежащих Администрации города Омска.
Основными направлениями в этой области должны быть:
- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы управления муниципальными информационными ресурсами и механизмов реализации имеющихся правовых положений;
- разработка и реализация организационных мер по координации деятельности в сфере формирования и использования муниципальных информационных ресурсов;
- интеграция информационных ресурсов Администрации города Омска и реализация равного доступа к ним;
- создание необходимых условий для повышения эффективности и качества информационного обеспечения принимаемых решений по стратегическим и оперативным задачам социально-экономического развития города Омска;
- применение эффективных средств и методов защиты информации в ЕИП, обеспечивающих национальную информационную безопасность, а также защиту права юридических и физических лиц на информацию;
- разработка и реализация общегородских целевых программ, направленных на формирование и использование различных категорий информационных ресурсов;
- информатизация всех направлений деятельности Администрации города Омска.
Необходимым условием интеграции в ЕИП информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, входящего в это пространство. Информационное взаимодействие субъектов в ЕИП наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации.
Правила организационного взаимодействия субъектов ЕИП должны обеспечивать исполнение действующего законодательства, сохранность государственной тайны и конфиденциальной информации. Для этого необходимо в установленном порядке разработать и утвердить документы, регламентирующие взаимодействие субъектов информационного обмена в Администрации города Омска в вопросах информационной безопасности и защиты информации. Данные документы должны содержать как перечень и регламент организационных мероприятий, так и конкретный набор типовых технических решений для эффективной реализации мер по защите информации.
Аппаратно-программные средства в ЕИП должны обеспечивать защиту информации на любом из этапов ее электронной обработки, хранения и приема-передачи. Аппаратно-программные средства защиты информации должны соответствовать требованиям специальных нормативных документов по технической защите информации.
Информатизация Администрации города Омска должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством.
Нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации Администрации города Омска должно осуществляться по следующим основным направлениям:
- разработка нормативных правовых актов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в сфере информатизации;
- разработка правовых актов и других документов, обеспечивающих эффективное применение действующего законодательства.
Наибольшую актуальность имеет разработка нормативных правовых актов о владении, использовании и распоряжении информационными ресурсами Администрации города Омска, а также о регулировании отношений, возникающих при формировании, передаче и использовании информационных ресурсов, защите информации.
Нормативно-правовое обеспечение процесса информатизации Администрации города Омска должно предусматривать формирование правового статуса всех субъектов ЕИП. Для организации ЕИП большое значение имеет разработка нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование системы классификаторов, регистров и справочников, порядок использования общероссийских, межотраслевых и отраслевых классификаторов.
Другой важной составляющей нормативно-правового обеспечения процесса информатизации Администрации города Омска является подготовка документов, предусматривающих меры по интеграции информационных систем Администрации города Омска с федеральными, областными и ведомственными системами.