Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ОМСК ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (2007 - 2011 ГОДЫ) (с изменениями на: 14.02.2011)


Анализ и оценка альтернативных механизмов реформирования в рамках блока мероприятий "Стандартизация муниципальных услуг" в сопоставлении с рисками реализации

В отличие от стандарта качества предоставления конкретной муниципальной услуги, выступающего системой качественных и количественных характеристик процесса и результата предоставления собственно муниципальной услуги, для фиксации определенного уровня результатов деятельности бюджетных учреждений в принципе возможно использование и иных механизмов.

В первую очередь, один из возможных механизмов - продолжение использования сложившейся практики обоснования результатов деятельности бюджетных учреждений и отраслевых (функциональных) структурных подразделений Администрации города Омска через отсылку на необходимость соответствия нормам и нормативам, которые имеют различное правовое происхождение. Однако в основу расчета нормативов бюджетного финансирования закладывается лишь ресурсная составляющая, преимущественно обеспечивается обоснование объема затрат без учета фактической результативности их осуществления. Тем самым создается потенциальная предпосылка для наращивания объемов бюджетного финансирования в пределах нормативов, без возможности проверки достижения фактического результата, концентрированно выраженного в виде удовлетворения потребностей получателя соответствующей муниципальной услуги. Кроме того, большинство действующих норм и нормативов разрабатывалось при иных стоимостных соотношениях издержек в социальном и производственном секторах экономики, что в условиях определенной социально-экономической ситуации в конкретном муниципальном образовании делает их применение недостаточно обоснованным и малоактуальным.

Еще одним из возможных механизмов является разработка и применение "минимальных социальных стандартов". Долгое время ожидалась их разработка на федеральном уровне для возможности "обоснованного" формирования минимальных социальных бюджетов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Однако реализация реформы межбюджетных отношений и разграничения сфер ответственности между различными уровнями государственного и муниципального управления сделали данную альтернативу недостаточно актуальной. Разработка и внедрение "минимальных социальных стандартов" на муниципальном уровне приведет к потере гибкости финансово-бюджетной политики города Омска и выступит фундаментальным фактором долгосрочной несбалансированности бюджета, поскольку, как правило, всегда имеет место несоответствие минимального и фактического уровня потребностей получателей муниципальных услуг.

Определенная альтернативность принимаемых в рамках реализации настоящего блока мероприятий решений будет выражаться в большей или меньшей степени детализации разрабатываемых стандартов качества предоставления муниципальных услуг, установлении качественных и количественных показателей результативности и ресурсной обеспеченности предоставления соответствующих муниципальных услуг, различной степени сложности, обоснованности и точности алгоритмов расчета нормативов финансовых затрат на предоставление единицы соответствующих муниципальных услуг (таблица 5).


Таблица 5

 N

п/п

 Наименование

 мероприятия   

 Возможная

альтернатива в

 способах

 реализации

 мероприятия  

Оценка возможной

 альтернативы в

 способах

 реализации

 мероприятия   

 Риски возможной

 альтернативы в

 способах

 реализации

 мероприятия   

 Оценка рисков

 возможной

 альтернативы в

 способах

 реализации

 мероприятия   

 Оценка

 предлагаемого

 способа

 реализации

 мероприятия в

 рамках Плана

 мероприятий   

 Обоснование

целесообразности

 применения

 выбранного

 способа

 реализации

 мероприятия в

 рамках Плана

 мероприятий  

 1

Проведение

инвентаризации

действующих

нормативных

правовых актов

с точки зрения

наличия

стандартов

качества

предоставления

муниципальных

услуг за

последние три

отчетных года и

текущий

финансовый год  

Анализ

нормативных

правовых актов

только органов

государственной

власти

Российской

Федерации      

Проведенный

анализ позволит

выявить перечень

требований,

предъявляемых к

стандартам

качества

предоставления

муниципальных

услуг,

регламентируемых

федеральными

правовыми актами

Риски

"неопределенности

внешней среды",

заключающиеся в

возможности

установления

стандартов

качества

предоставления

муниципальных

услуг федеральными

правовыми актами,

а также изменении

ожиданий

потребителей

относительно

минимального

набора параметров

стандартов,

которые могут

вследствие такого

изменения стать

достаточно

отличными от

закрепленных

стандартов

качества

предоставления

муниципальных

услуг;

риск "асимметрии

информации" связан

с ограничительным

характером

правового

регулирования

стандартов

качества

предоставления

муниципальных

услуг

муниципальными

правовыми актами,

а также

значительной

дифференциацией

нормативной

правовой базы по

уровням

нормотворчества

(федеральный,

региональный,

муниципальный),

что может

негативно

отразиться на

результатах

проведения оценки

действующих

нормативных

правовых актов    

Риск

"неопределенности

внешней среды"

является

умеренным и

оправданным.

Риск "асимметрии

информации" при

реализации данной

альтернативы

является

существенным и

недопустимым     

Не предлагается  

Не предлагается

Анализ

нормативных

правовых актов

органов

государственной

власти

Российской

Федерации,

органов

государственной

власти

Омской области

и муниципальных

правовых актов

Проведенный

анализ позволит

выявить

исчерпывающий

перечень

требований,

предъявляемых к

стандартам

качества

предоставления

муниципальных

услуг,

регламентируемых

федеральными

правовыми

актами, правовыми

актами Омской

области,

муниципальными

правовыми актами

Предлагается

к реализации     

Применение

данного способа

реализации

мероприятия

позволит

исчерпывающим

образом

подготовить

фактологическую

и

методологическую

базу для

последующего

формирования и

утверждения

положения о

порядке

разработки,

утверждения и

реализации

стандартов

качества

предоставления

муниципальных

услуг на

территории

города Омска, а

также для

разработки

стандартов

качества

предоставления

муниципальных

услуг в области

образования,

здравоохранения,

культуры и

социальной

политики        

 2

Разработка и

утверждение

положения о

порядке

разработки,

утверждения и

реализации

стандартов

качества

предоставления

муниципальных

услуг на

территории

города Омска;

стандартов

качества

предоставления

муниципальных

услуг (в

соответствии с

разработанным

положением)     

Разнообразие

способов

реализации

мероприятия

заключается в

различной

степени

детализации

требований,

предъявляемых

к структуре и

содержанию

стандарта

качества

предоставления

муниципальной

услуги         

Недостаточная

детализация

требований,

предъявляемых к

структуре и

содержанию

стандарта

качества

предоставления

муниципальной

услуги, а также

взаимоувязки

устанавливаемых

индикаторов

оценки

результативности,

планируемых

результатов и

требований

стандарта

приведет к

снижению степени

ответственности

субъектов

бюджетного

планирования,

ответственных

за организацию

предоставления

соответствующей

муниципальной

услуги, снижению

эффективности и

качества

предоставляемых

потребителям

муниципальных

услуг            

Методологический

риск возникает

при утверждении

стандартов

качества

предоставления

муниципальных

услуг и разработке

порядка оценки

соответствия

качества

фактически

предоставляемых

услуг стандартам

и обусловлен:

- отсутствием

статистической,

фактологической

ограниченностью

методической базы

для построения

системы управления

качеством

предоставления

муниципальных

услуг,

формирования

показателей

результативности

деятельности

поставщиков

муниципальных

услуг;

- вариативностью

методологических

подходов к

формированию

стандартов

качества

предоставления

муниципальных

услуг в части

содержательного

наполнения

стандарта и

установлении

требований к

качественным и

количественным

характеристикам

результативности

предоставления

каждой

муниципальной

услуги;

технология

формирования

стандарта качества

предоставления

муниципальной

услуги изначально

предполагает

определенную

альтернативность

в содержательном

наполнении

стандарта и

установлении

требований к

качественным и

количественным

характеристикам

результативности

предоставления

услуги, что, в

некоторой степени,

всегда будет

выступать

определенным

дестабилизирующим

фактором в

процессе поиска

оптимального

варианта

конструирования

каждого

конкретного

стандарта в

условиях

ограниченного

объема бюджетных

ресурсов;

- большой степенью

дифференциации

необходимых

стандартов в

зависимости от

области

предоставления

услуг и внутри

каждой области

(сферы)

муниципального

управления        

Методологический

риск при

реализации данной

альтернативы

является

критическим и

недопустимым     

Стандарт качества

предоставления

муниципальной

услуги будет

включать

следующие

обязательные

параметры:

- натуральный

показатель оценки

объемов

предоставления

муниципальной

услуги;

- качественные и

количественные

характеристики

результатов

предоставления

муниципальной

услуги;

- состав и объемы

ресурсов

(кадровых,

материально-

технических и

др.), необходимых

для

предоставления

муниципальной

услуги;

- требования к

организации,

технологии и

методологии

непосредственного

предоставления

муниципальной

услуги;

- механизмы

контроля качества

и объемов

предоставления

муниципальной

услуги на единицу

потребителя

(показатели

результативности)

Положение о

порядке

разработки,

утверждения и

реализации

стандартов

качества

предоставления

муниципальных

услуг на

территории

города Омска

является

документом,

определяющим

общие

методологические

требования

(перечень

обязательных

параметров) к

разработке

стандартов

качества

предоставления

конкретных

муниципальных

услуг в

соответствующих

отраслях

социальной

сферы и

городского

хозяйства, что

позволит

унифицировать

практику

стандартизации

муниципальных

услуг           

 3

Разработка и

утверждение

порядка оценки

соответствия

качества

фактически

предоставляемых

муниципальных

услуг

стандартам, в

том числе в

рамках сбора

соответствующей

информации от

потребителей

муниципальных

услуг           

Разнообразие

способов

реализации

мероприятия

заключается в

различной

степени

детализации

требований,

предъявляемых к

порядку оценки

соответствия

качества

фактически

предоставляемых

муниципальных

услуг

стандартам     

Упрощение

процедуры оценки

соответствия

качества

фактически

предоставляемых

муниципальных

услуг стандартам

(в том числе

отсутствие

учета мнения

потребителей)

приведет к риску

проведения

неадекватной

(необъективной)

оценки

деятельности

поставщиков

соответствующих

услуг, снижению

качества

предоставления

муниципальных

услуг населению

города Омска     

Риск "асимметрии

информации",

связанный с

неполнотой и

недостаточной

объективностью

оценки

потребителями

качества

муниципальных

услуг,

невозможностью

охватить сбором

информации всех

потребителей

соответствующих

услуг в полном

объеме            

Риск "асимметрии

информации" при

реализации данной

альтернативы

является

существенным и

недопустимым     

Разрабатываемый

нормативный

правовой акт

должен в

обязательном

порядке

предусматривать:

- критериальные

параметры оценки

соответствия

фактически

предоставляемых

услуг

утвержденным

стандартам

качества

предоставления

муниципальных

услуг и возможные

последствия их

невыполнения

производителями

(поставщиками)

соответствующих

услуг;

- порядок сбора

информации

относительно

качества

предоставляемых

муниципальных

услуг от

потребителей

соответствующих

муниципальных

услуг            

Применение

данного способа

реализации

мероприятия

позволит

выстроить

эффективную

систему

мониторинга

качества

предоставления

муниципальных

услуг населению

города Омска, а

также принятия

на основе данных

мониторинга

решений о

корректировке

объемов

муниципальных

заданий

поставщикам

муниципальных

услуг и

выделяемого в

соответствии с

ними бюджетного

финансирования