В отличие от стандарта качества предоставления конкретной муниципальной услуги, выступающего системой качественных и количественных характеристик процесса и результата предоставления собственно муниципальной услуги, для фиксации определенного уровня результатов деятельности бюджетных учреждений в принципе возможно использование и иных механизмов.
В первую очередь, один из возможных механизмов - продолжение использования сложившейся практики обоснования результатов деятельности бюджетных учреждений и отраслевых (функциональных) структурных подразделений Администрации города Омска через отсылку на необходимость соответствия нормам и нормативам, которые имеют различное правовое происхождение. Однако в основу расчета нормативов бюджетного финансирования закладывается лишь ресурсная составляющая, преимущественно обеспечивается обоснование объема затрат без учета фактической результативности их осуществления. Тем самым создается потенциальная предпосылка для наращивания объемов бюджетного финансирования в пределах нормативов, без возможности проверки достижения фактического результата, концентрированно выраженного в виде удовлетворения потребностей получателя соответствующей муниципальной услуги. Кроме того, большинство действующих норм и нормативов разрабатывалось при иных стоимостных соотношениях издержек в социальном и производственном секторах экономики, что в условиях определенной социально-экономической ситуации в конкретном муниципальном образовании делает их применение недостаточно обоснованным и малоактуальным.
Еще одним из возможных механизмов является разработка и применение "минимальных социальных стандартов". Долгое время ожидалась их разработка на федеральном уровне для возможности "обоснованного" формирования минимальных социальных бюджетов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Однако реализация реформы межбюджетных отношений и разграничения сфер ответственности между различными уровнями государственного и муниципального управления сделали данную альтернативу недостаточно актуальной. Разработка и внедрение "минимальных социальных стандартов" на муниципальном уровне приведет к потере гибкости финансово-бюджетной политики города Омска и выступит фундаментальным фактором долгосрочной несбалансированности бюджета, поскольку, как правило, всегда имеет место несоответствие минимального и фактического уровня потребностей получателей муниципальных услуг.
Определенная альтернативность принимаемых в рамках реализации настоящего блока мероприятий решений будет выражаться в большей или меньшей степени детализации разрабатываемых стандартов качества предоставления муниципальных услуг, установлении качественных и количественных показателей результативности и ресурсной обеспеченности предоставления соответствующих муниципальных услуг, различной степени сложности, обоснованности и точности алгоритмов расчета нормативов финансовых затрат на предоставление единицы соответствующих муниципальных услуг (таблица 5).
Таблица 5
N п/п | Наименование мероприятия | Возможная альтернатива в способах реализации мероприятия | Оценка возможной альтернативы в способах реализации мероприятия | Риски возможной альтернативы в способах реализации мероприятия | Оценка рисков возможной альтернативы в способах реализации мероприятия | Оценка предлагаемого способа реализации мероприятия в рамках Плана мероприятий | Обоснование целесообразности применения выбранного способа реализации мероприятия в рамках Плана мероприятий |
1 | Проведение инвентаризации действующих нормативных правовых актов с точки зрения наличия стандартов качества предоставления муниципальных услуг за последние три отчетных года и текущий финансовый год | Анализ нормативных правовых актов только органов государственной власти Российской Федерации | Проведенный анализ позволит выявить перечень требований, предъявляемых к стандартам качества предоставления муниципальных услуг, регламентируемых федеральными правовыми актами | Риски "неопределенности внешней среды", заключающиеся в возможности установления стандартов качества предоставления муниципальных услуг федеральными правовыми актами, а также изменении ожиданий потребителей относительно минимального набора параметров стандартов, которые могут вследствие такого изменения стать достаточно отличными от закрепленных стандартов качества предоставления муниципальных услуг; риск "асимметрии информации" связан с ограничительным характером правового регулирования стандартов качества предоставления муниципальных услуг муниципальными правовыми актами, а также значительной дифференциацией нормативной правовой базы по уровням нормотворчества (федеральный, региональный, муниципальный), что может негативно отразиться на результатах проведения оценки действующих нормативных правовых актов | Риск "неопределенности внешней среды" является умеренным и оправданным. Риск "асимметрии информации" при реализации данной альтернативы является существенным и недопустимым | Не предлагается | Не предлагается |
Анализ нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Омской области и муниципальных правовых актов | Проведенный анализ позволит выявить исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к стандартам качества предоставления муниципальных услуг, регламентируемых федеральными правовыми актами, правовыми актами Омской области, муниципальными правовыми актами | Предлагается к реализации | Применение данного способа реализации мероприятия позволит исчерпывающим образом подготовить фактологическую и методологическую базу для последующего формирования и утверждения положения о порядке разработки, утверждения и реализации стандартов качества предоставления муниципальных услуг на территории города Омска, а также для разработки стандартов качества предоставления муниципальных услуг в области образования, здравоохранения, культуры и социальной политики | ||||
2 | Разработка и утверждение положения о порядке разработки, утверждения и реализации стандартов качества предоставления муниципальных услуг на территории города Омска; стандартов качества предоставления муниципальных услуг (в соответствии с разработанным положением) | Разнообразие способов реализации мероприятия заключается в различной степени детализации требований, предъявляемых к структуре и содержанию стандарта качества предоставления муниципальной услуги | Недостаточная детализация требований, предъявляемых к структуре и содержанию стандарта качества предоставления муниципальной услуги, а также взаимоувязки устанавливаемых индикаторов оценки результативности, планируемых результатов и требований стандарта приведет к снижению степени ответственности субъектов бюджетного планирования, ответственных за организацию предоставления соответствующей муниципальной услуги, снижению эффективности и качества предоставляемых потребителям муниципальных услуг | Методологический риск возникает при утверждении стандартов качества предоставления муниципальных услуг и разработке порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых услуг стандартам и обусловлен: - отсутствием статистической, фактологической ограниченностью методической базы для построения системы управления качеством предоставления муниципальных услуг, формирования показателей результативности деятельности поставщиков муниципальных услуг; - вариативностью методологических подходов к формированию стандартов качества предоставления муниципальных услуг в части содержательного наполнения стандарта и установлении требований к качественным и количественным характеристикам результативности предоставления каждой муниципальной услуги; технология формирования стандарта качества предоставления муниципальной услуги изначально предполагает определенную альтернативность в содержательном наполнении стандарта и установлении требований к качественным и количественным характеристикам результативности предоставления услуги, что, в некоторой степени, всегда будет выступать определенным дестабилизирующим фактором в процессе поиска оптимального варианта конструирования каждого конкретного стандарта в условиях ограниченного объема бюджетных ресурсов; - большой степенью дифференциации необходимых стандартов в зависимости от области предоставления услуг и внутри каждой области (сферы) муниципального управления | Методологический риск при реализации данной альтернативы является критическим и недопустимым | Стандарт качества предоставления муниципальной услуги будет включать следующие обязательные параметры: - натуральный показатель оценки объемов предоставления муниципальной услуги; - качественные и количественные характеристики результатов предоставления муниципальной услуги; - состав и объемы ресурсов (кадровых, материально- технических и др.), необходимых для предоставления муниципальной услуги; - требования к организации, технологии и методологии непосредственного предоставления муниципальной услуги; - механизмы контроля качества и объемов предоставления муниципальной услуги на единицу потребителя (показатели результативности) | Положение о порядке разработки, утверждения и реализации стандартов качества предоставления муниципальных услуг на территории города Омска является документом, определяющим общие методологические требования (перечень обязательных параметров) к разработке стандартов качества предоставления конкретных муниципальных услуг в соответствующих отраслях социальной сферы и городского хозяйства, что позволит унифицировать практику стандартизации муниципальных услуг |
3 | Разработка и утверждение порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг стандартам, в том числе в рамках сбора соответствующей информации от потребителей муниципальных услуг | Разнообразие способов реализации мероприятия заключается в различной степени детализации требований, предъявляемых к порядку оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг стандартам | Упрощение процедуры оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг стандартам (в том числе отсутствие учета мнения потребителей) приведет к риску проведения неадекватной (необъективной) оценки деятельности поставщиков соответствующих услуг, снижению качества предоставления муниципальных услуг населению города Омска | Риск "асимметрии информации", связанный с неполнотой и недостаточной объективностью оценки потребителями качества муниципальных услуг, невозможностью охватить сбором информации всех потребителей соответствующих услуг в полном объеме | Риск "асимметрии информации" при реализации данной альтернативы является существенным и недопустимым | Разрабатываемый нормативный правовой акт должен в обязательном порядке предусматривать: - критериальные параметры оценки соответствия фактически предоставляемых услуг утвержденным стандартам качества предоставления муниципальных услуг и возможные последствия их невыполнения производителями (поставщиками) соответствующих услуг; - порядок сбора информации относительно качества предоставляемых муниципальных услуг от потребителей соответствующих муниципальных услуг | Применение данного способа реализации мероприятия позволит выстроить эффективную систему мониторинга качества предоставления муниципальных услуг населению города Омска, а также принятия на основе данных мониторинга решений о корректировке объемов муниципальных заданий поставщикам муниципальных услуг и выделяемого в соответствии с ними бюджетного финансирования |