Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОДООТВЕДЕНИЮ И ВОДОПОНИЖЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ОМСКА НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 16.12.2016)


 1. Анализ исходного состояния проблемы

Подтопление - подъем уровня грунтовых вод, вызванный повышением горизонта вод в реках, водохранилищах, затопление водой участка дороги, транспортных тоннелей, части территорий от атмосферных осадков, снеготаяния.

Борьба с подтоплением территории является дорогостоящей, требует длительного времени для реализации. Развитие процесса подтопления может быть прервано на любой стадии. Это зависит от качества строительства и условий эксплуатации водонесущих коммуникаций, организации поверхностного стока и состояния ливневой канализации.

В настоящее время обеспеченность дорог закрытой ливневой канализацией составляет 17 процентов (226,5 км). Обследование показало, что заиленность ливневой канализации составляет от 20 до 90 процентов. Часть ливневой канализации повреждена в результате проведения аварийных работ на сетях водопроводов, теплотрасс, газопроводов.

Для ликвидации подтопления за период 2007 - 2012 годов построена ливневая канализация протяженностью всего 19,5 км по улицам Красный Путь, Герцена, 10 лет Октября, Конева, Орджоникидзе, Пригородная, Омская. Построено 0,8 км облицованных лотков, восстановлено 75 км канав, уложено 3,5 км водопропускных труб.

Застройка территории города Омска и связанные с ней планировка и благоустройство привели к созданию слоя искусственных грунтов. По способу образования это насыпные или намывные грунты.

Результаты исследований грунтов свидетельствуют о значительном снижении модуля общей деформации аллювиальных суглинков (в 1,5 - 2 раза) после их водонасыщения. Сцепление водонасыщенных суглинков уменьшилось до 24 процентов по сравнению с грунтами естественной влажности, угол внутреннего трения снизился незначительно (1 - 2 процента).

Сцепление аллювиальной супеси снизилось до нуля, угол внутреннего трения уменьшился в среднем на 3 процента.

В результате подтопление дорог приводит к существенному снижению межремонтных сроков. При этом затраты на ремонт и содержание увеличиваются в 2 - 3 раза. Кроме того, при восстановлении дорог на заболоченных территориях возникает необходимость в поднятии земляного полотна и строительстве дополнительных слоев дорожной одежды (дренирующих, капилляропрерывающих, морозозащитных). Ущерб от этих явлений исчисляется десятками миллионов рублей. Характерным примером является заболачивание территории вдоль объездной дороги в поселке Чкаловский Октябрьского административного округа города Омска. В результате произошла просадка насыпи на участке протяженностью более 3 км с разрушением дорожного покрытия. Ориентировочные затраты на строительство системы водоотведения и восстановление дороги составляют более 30 млн. рублей.

Раннее выполненные обследования позволяют делать вывод о том, что экономический ущерб от подтопления исчисляется сотнями миллионов рублей.