Ликвидность бюджета предполагает обеспечение оплаты всех возникающих денежных обязательств в полном объеме и в установленные сроки. Основополагающей задачей кассового планирования является обеспечение непрерывной платежеспособности бюджета города Омска. Второй по важности задачей является эффективное управление бюджетными средствами в краткосрочном периоде в целях обеспечения наименьших инфляционных потерь бюджета, минимизации расходов на обслуживание кредитных средств, привлекаемых на покрытие временных кассовых разрывов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации исполнение бюджета организуется на основе кассового плана - прогноза кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Формирование кассового плана исполнения бюджета города Омска осуществляется в соответствии с приказом департамента финансов и контроля Администрации города Омска от 31 декабря 2010 года N 232 "О составлении и ведении сводной бюджетной росписи и кассового плана исполнения бюджета города Омска, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города Омска".
Положительным аспектом технологии кассового планирования является автоматизация данного процесса в рамках информационной системы "Единая система управления бюджетным процессом". Высокий уровень детализации кассового плана позволяет получать информацию о ходе исполнения бюджета города Омска по структуре доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета города Омска.
В ходе ведения кассового плана своевременно отслеживается возникновение кассовых разрывов при исполнении бюджета города Омска, источниками финансирования которых являются, в том числе, заемные средства.
Вместе с тем, в целях повышения финансовой гибкости и ликвидности бюджета города Омска целесообразно осуществлять анализ факторов, прямо или косвенно воздействующих на процесс кассового исполнения бюджета города Омска. Данный анализ должен быть направлен на определение перечня расходов, финансирование которых может быть отложено в пользу покрытия иных обязательств.
Так Решением Омского городского Совета от 22 декабря 2010 года N 377 "О бюджете города Омска на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" утвержден перечень расходов, подлежащих первоочередному финансированию в случае сокращения в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов поступлений доходов в бюджет города Омска. Тем не менее, отсутствие формальных критериев отнесения определенных расходов к той или иной категории с точки зрения приоритетности расходования средств бюджета города Омска и порядка финансирования расходов в зависимости от категории приоритетности позволяет говорить о наличии возможности повышения финансовой гибкости бюджета города Омска за счет проведения соответствующего анализа.
Система мероприятий (действий), направленных на решение поставленной задачи, сроки реализации и ответственные исполнители определены в перечне мероприятий (действий) по основным направлениям реализации Программы в разделе IV настоящей Программы.