Парки газобаллонных автомобилей
Страна | Кол-во машин, млн. штук | Потребление газа (миллион кубометров в год) | Машин на 1 газовую заправку |
Иран | 3,3 | 5760 | 1684 |
Пакистан | 3,1 | 2949 | 931 |
Аргентина | 2,2 | 2773 | 1132 |
Бразилия | 1,7 | 1959 | 963 |
Индия | 1,5 | 1958 | 2072 |
Россия | 0,09 | 388 | 344 |
По данным Национальной газомоторной ассоциации на декабрь 2012 года: автомобили, работающие на компримированном природном газе |
В общей сложности парк газобаллонных автомобилей в мире насчитывает около 15 миллионов машин или 1,5 процента всего автопарка. По прогнозу Международного газового союза, меры, принимаемые правительствами некоторых стран для стимулирования рынка газовых автомобилей и газомоторного топлива, приведут к росту автопарка до 50 миллионов машин в 2020 году и ста миллионов - к 2030 году. В настоящее время ежегодный прирост парка газобаллонных автомобилей в мире составляет в среднем 25 процентов.
Правительства многих стран мира заинтересованы в развитии рынка газовых автомобилей по нескольким причинам, основной из которых является поддержание экономики (при этом экологичность газомоторного топлива хотя и упоминается, но во главу угла нигде не ставится). Дело в том, что перевод автопарков госкомпаний и городского транспорта на газ позволяет значительно сократить бюджетные расходы, так как цена газового топлива существенно ниже топлива нефтяного происхождения и составляет 20 - 60 процентов стоимости бензина и 50 - 70 процентов дизельного топлива.
При этом увеличение количества газозаправочных станций позволяет создавать дополнительное количество рабочих мест. Наконец, немаловажным фактором считается и срок службы газобаллонных автомобилей, износ силовых установок которых после переоборудования для работы на газу уменьшается в два - три раза.
Набирает обороты потребление природного газа и в России.
Основными причинами столь стремительного роста являются:
1. Экономические преимущества. Одним из основных способов достижения прибыли является снижение затрат. Метан самое дешевое моторное топливо во всем мире, на ближайшие сто лет запасы его не исчерпаются. Сегодня цена метана в среднем по России составляет 11 рублей. Несмотря на свободный рынок, в нашей стране КПГ является единственным видом моторного топлива, цена которого в России ограничена законодательно (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.1993 N 31) и не может превышать 50% стоимости низкооктанового бензина (А-76, А-80). Данное ограничение действует без изменений.
Помимо стоимости, важным преимуществом метана является бесперебойность его поставок. При росте цен на бензин и возможности возникновения дефицита топлива на АЗС автобусы на метане не испытывают проблем ни с ценой, ни с наличием топлива в силу того, что к АГНКС он поступает по трубопроводу.
Еще одним плюсом использования природного газа является то, что он не может быть испорченным. Метан из недр земли, по сути, попадает сразу в бак автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, то есть сложные химические процессы отсутствуют как таковые.
Однако необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание по автобусам составляет от 10 до 25 процентов, по грузовикам и спецтехнике - от 15 до 80 процентов. В России по автобусам картина примерно та же: газовые автобусы дороже дизельных на 10 - 20 процентов, по спецтехнике удорожание составляет от 10 до 30 процентов.
2. Неоспоримым преимуществом природного газа является экологичность. Сегодня уже все, а не только профессиональные экологи, знают о том, что основным загрязнителем окружающей среды в городах является не промышленность, а автотранспорт. По данным экологов, на долю автотранспорта приходится 70 - 90 процентов загрязнений воздушного бассейна городов. Например, при сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 200 кг оксида углерода, 20 кг окислов азота, 1 кг сажи и 1 кг сернистых соединений. Именно поэтому во всем мире ужесточаются требования к экологической безопасности автомобилей, вводятся жесткие стандарты Евро-5, Евро-6, разрабатывается стандарт Евро-7.
При анализе результатов исследований токсичности автомобилей с ГМТ двигателями видно, что при использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 8 раз по оксиду углерода, по окислам азота - в 2 раза, по углеводородам - в 3 раза, по задымленности - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует.
3. Безопасность. Метан почти в 2 раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации он сразу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов топлива. Метан не токсичен, не канцерогенен. Кроме того, нижние температурные и концентрационные показатели воспламенения у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива. За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом все время присутствует смесь их паров с воздухом. Газовые баллоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются в наименее уязвимые места в автомобиле.
В случае пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются, газ стравливается через специальные вставки и выгорает.
Следует отметить, что по утвержденной классификации горючих веществ по степени чувствительности метан относится к наиболее безопасному 4 классу (к слабочувствительным веществам). Самый опасный по данной классификации пропан-бутан, отнесенный ко 2 классу, бензин, в свою очередь, относится к 3 классу. Основные потребители метана - это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы и коммунально-дорожная, строительная, специальная техника.
По экономическим, экологическим, ресурсным и техническим критериям КПГ еще долго будет оставаться наилучшим моторным топливом.
Из года в год увеличивается количество республиканского транспорта. По данным Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания на 1 января 2015 года в Республике Северная Осетия-Алания зарегистрировано 257181 транспортное средство (автопарк вырос на 16000 единиц). По оценочным данным количество транспортных средств увеличивается за счет других субъектов Российской Федерации, а также Республики Южная Осетия на 18000 - 21000 единиц.