ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2015 года N 102

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАСШИРЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В 2015 - 2016 ГОДАХ" И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 13 АВГУСТА 2013 ГОДА N 292 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ"

(в редакции Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 01.08.2017 N 293)


Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в 2015 - 2016 годах" (далее - Программа).

2. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 01.08.2017 N 293.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания В.С. Базрова.

Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
А.ХАДИКОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 17 апреля 2015 года N 102

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАСШИРЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В 2015 - 2016 ГОДАХ"


      Паспорт государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в 2015 - 2016 годах"

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания

Соисполнители программы

Общество с ограниченной ответственностью "Росавтогаз Центр"

Структура программы:

Цели программы

1. Решение проблем экологического оздоровления региона - снижение загрязнения атмосферного воздуха.
2. Достижение наибольшей экономической эффективности перевозок автотранспортными средствами посредством снижения себестоимости перевозок

Задачи программы

1. Перевод транспортных средств на использование в качестве моторного топлива природного газа.
2. Развитие газозаправочной инфраструктуры - строительство и ввод в эксплуатацию новых автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС)

Целевые индикаторы и показатели программы

1. Количество приобретенного подвижного состава категории М3 (автобусы), работающего на КПГ.
2. Количество вновь введенных в эксплуатацию новых АГНКС

Этапы и сроки реализации программы

программа реализуется в один этап.
срок реализации 2015 - 2016 годы

Объем и источники финансирования программы

общий объем финансирования государственной программы составляет 30000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2015 году - 15000,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 15000,0 тыс. рублей;
в том числе средства республиканского бюджета - 15000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2015 году - 15000,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 0 тыс. рублей;
иные внебюджетные источники, собственные и привлеченные средства предприятий - 15000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2015 году - 0 тыс. рублей;
в 2016 году - 15000,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

к 2017 году планируется достижение следующих целевых индикаторов и показателей государственной программы:
количество приобретенных транспортных средств категории М3, работающих на газомоторном топливе - 35 единиц;
количество вновь введенных в эксплуатацию новых АГНКС - 6 единиц


      I. Характеристика сферы реализации государственной программы, ее текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития


Данная программа описывает состояние и развитие рынка топлива в Республике Северная Осетия-Алания.

На территории республики находится много перерабатывающих предприятий, являющихся стационарными источниками выбросов, которые по данным Комитета РСО-Алания по охране окружающей среды и природных ресурсов в 2013 году составили 5,032 тыс. тонн, что на 14,6% выше уровня предыдущего года. За отчетный год увеличились выбросы оксида азота, углеводородов, летучих органических соединений и прочих газообразных и жидких загрязняющих веществ, что привело к увеличению общего количества выбросов в атмосферный воздух. Основная причина роста выбросов этих веществ связана с увеличением количества автомобильного транспорта.

Расчетные суммарные выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферный воздух составил 177,8 тыс. т/год. Из них выбросы оксида углерода составляют 140,0 тыс. т/год, диоксида азота - 14,0 тыс. т/год, углеводородов - 23,8 тыс. т/год.



Таблица 1


      Расчетные данные выбросов от автотранспорта по районам республики

Наименование загрязняющих веществ

Средний выброс ЗВ на одну условную ед.а/тр., в тыс. т

г. Владикавказ

Алагирский район

Ардонский район

Дигорский район

Ирафский район

Кировский район

Моздокский район

Правобережный район

Пригородный район

Всего по РСО-Алания за 2013 год

Выбросы, всего, тыс. т

0,8

80,635

11,445

8,598

5,473

4,776

5,66

21,794

14,684

24,729

177,794

В т.ч. окись углерода

0,63

63,5

9,013

6,771

4,31

3,761

4,457

17,163

11,564

19,474

140,013

Окислы азота, тыс. т

0,063

6,35

0,901

0,677

0,431

0,376

0,446

1,716

1,156

1,947

14,001

Углеводороды, тыс. т

0,107

10,785

1,531

1,15

0,732

0,639

1,757

2,915

1,964

3,308

23,78

Количество автотранспорта

-

100794

14306

10747

6842

5970

7075

27243

18355

30911

222243



В целом по республике доля выбросов автомобильным транспортом в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 60%.

Если учесть тот факт, что ежегодно количество транспорта, курсирующего по территории нашей республики, увеличивается в среднем на 10%, то можно представить, насколько будет ухудшаться экологическая обстановка в Северной Осетии.

Одним из источников снижения этих выбросов является перевод автотранспортных средств на компримированный газ.

Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей с бензиновым двигателем, переоборудованным для работы на газу (при этом возможность работы на бензине сохраняется), на 70 процентов меньше, чем у чисто бензиновых, а у дизельных - на 53 процента меньше. При этом в таких выхлопных газах содержится в десять раз меньше оксида углерода, в два раза меньше окислов азота и практически отсутствует сажа.

Таблица 2

Вид транспорта

Вид топлива

Приведенные выбросы (условные кг CO)

Грузовые автомобили

бензин

6653

природный газ

2093

дизельное топливо

4669

газодизельный цикл

2200

Автобусы

бензин

5198

природный газ

1221

дизельное топливо

3652

газодизельный цикл

2037


Темпы перехода различных видов транспорта на использование газомоторного топлива во многом зависят от наличия в регионе газозаправочной и сервисной инфраструктуры.

Крупнейшим производителем газового топлива для автомобилей является "Газпром". Автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в стране построено более 260 единиц, из которых 210 принадлежат компании. Для сравнения: количество обычных заправок сегодня составляет около 50 тысяч, и оно ежегодно растет.

В России более 200 тысяч автомобилей с газовыми силовыми установками. Речь идет о машинах, работающих на компримированном (сжатом) или сжиженном природном газе (в качестве автомобильного топлива используется метан). Для сравнения: в 2004 году в России были зарегистрированы всего 40,5 тысячи газобаллонных автомобилей. Крупнейшими потребителями газомоторного топлива в России являются Ставропольский и Краснодарский края, Свердловская, Челябинская и Ростовская области, а также Кабардино-Балкария и Северная Осетия. Общий спрос на сжиженный природный газ ежегодно составляет в среднем 340 миллионов кубометров.

Гораздо более развит парк автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе (пропан-бутан), являющемся продуктом переработки попутного нефтяного газа. Его производителями в России выступают нефтедобывающие компании. Заправочных станций, продающих такой газ, гораздо больше - чуть больше трех тысяч. Таким образом, общее количество газобаллонных автомобилей в России составляет 2,2 процента общего размера автомобильного парка страны. По данным ГИБДД, размер российского автопарка на 1 января 2014 года составлял около 53,3 миллиона машин.

За последнее десятилетие использование в качестве топлива для автотранспорта природного газа - метана во всем мире выросло на порядок. В качестве моторного топлива природный газ широко используется, прежде всего, в странах, имеющих собственные газовые месторождения и озабоченных проблемами энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности.

По данным некоммерческой Национальной газомоторной ассоциации, крупнейшими автомобильными парками на газовом топливе располагают Иран, Пакистан, Аргентина, Бразилия и Индия. В этих странах действуют государственные программы по развитию газобаллонного транспорта. Например, в Иране компании, располагающие газовыми автомобилями, имеют больше шансов получить государственный заказ. Кроме того, ввоз иностранного автомобильного газового оборудования и систем для газозаправочных станций налогом не облагается. В Пакистане полностью запрещено использование дизельного топлива на малых и средних автомобилях, а государство выдает льготные кредиты населению на переоборудование машин для работы на газе. В Италии запрещено строить АЗС без блока заправки природным газом, а в Индии газобаллонные автомобили не облагаются транспортным налогом.

Таблица 3


      Парки газобаллонных автомобилей

Страна

Кол-во машин, млн. штук

Потребление газа (миллион кубометров в год)

Машин на 1 газовую заправку

Иран

3,3

5760

1684

Пакистан

3,1

2949

931

Аргентина

2,2

2773

1132

Бразилия

1,7

1959

963

Индия

1,5

1958

2072

Россия

0,09

388

344

По данным Национальной газомоторной ассоциации на декабрь 2012 года: автомобили, работающие на компримированном природном газе


В общей сложности парк газобаллонных автомобилей в мире насчитывает около 15 миллионов машин или 1,5 процента всего автопарка. По прогнозу Международного газового союза, меры, принимаемые правительствами некоторых стран для стимулирования рынка газовых автомобилей и газомоторного топлива, приведут к росту автопарка до 50 миллионов машин в 2020 году и ста миллионов - к 2030 году. В настоящее время ежегодный прирост парка газобаллонных автомобилей в мире составляет в среднем 25 процентов.

Правительства многих стран мира заинтересованы в развитии рынка газовых автомобилей по нескольким причинам, основной из которых является поддержание экономики (при этом экологичность газомоторного топлива хотя и упоминается, но во главу угла нигде не ставится). Дело в том, что перевод автопарков госкомпаний и городского транспорта на газ позволяет значительно сократить бюджетные расходы, так как цена газового топлива существенно ниже топлива нефтяного происхождения и составляет 20 - 60 процентов стоимости бензина и 50 - 70 процентов дизельного топлива.

При этом увеличение количества газозаправочных станций позволяет создавать дополнительное количество рабочих мест. Наконец, немаловажным фактором считается и срок службы газобаллонных автомобилей, износ силовых установок которых после переоборудования для работы на газу уменьшается в два - три раза.

Набирает обороты потребление природного газа и в России.

Основными причинами столь стремительного роста являются:

1. Экономические преимущества. Одним из основных способов достижения прибыли является снижение затрат. Метан самое дешевое моторное топливо во всем мире, на ближайшие сто лет запасы его не исчерпаются. Сегодня цена метана в среднем по России составляет 11 рублей. Несмотря на свободный рынок, в нашей стране КПГ является единственным видом моторного топлива, цена которого в России ограничена законодательно (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.1993 N 31) и не может превышать 50% стоимости низкооктанового бензина (А-76, А-80). Данное ограничение действует без изменений.

Помимо стоимости, важным преимуществом метана является бесперебойность его поставок. При росте цен на бензин и возможности возникновения дефицита топлива на АЗС автобусы на метане не испытывают проблем ни с ценой, ни с наличием топлива в силу того, что к АГНКС он поступает по трубопроводу.

Еще одним плюсом использования природного газа является то, что он не может быть испорченным. Метан из недр земли, по сути, попадает сразу в бак автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, то есть сложные химические процессы отсутствуют как таковые.

Однако необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание по автобусам составляет от 10 до 25 процентов, по грузовикам и спецтехнике - от 15 до 80 процентов. В России по автобусам картина примерно та же: газовые автобусы дороже дизельных на 10 - 20 процентов, по спецтехнике удорожание составляет от 10 до 30 процентов.

2. Неоспоримым преимуществом природного газа является экологичность. Сегодня уже все, а не только профессиональные экологи, знают о том, что основным загрязнителем окружающей среды в городах является не промышленность, а автотранспорт. По данным экологов, на долю автотранспорта приходится 70 - 90 процентов загрязнений воздушного бассейна городов. Например, при сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 200 кг оксида углерода, 20 кг окислов азота, 1 кг сажи и 1 кг сернистых соединений. Именно поэтому во всем мире ужесточаются требования к экологической безопасности автомобилей, вводятся жесткие стандарты Евро-5, Евро-6, разрабатывается стандарт Евро-7.

При анализе результатов исследований токсичности автомобилей с ГМТ двигателями видно, что при использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 8 раз по оксиду углерода, по окислам азота - в 2 раза, по углеводородам - в 3 раза, по задымленности - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»