ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2015 года N 102
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАСШИРЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В 2015 - 2016 ГОДАХ" И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 13 АВГУСТА 2013 ГОДА N 292 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ"
(в редакции Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 01.08.2017 N 293)
Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в 2015 - 2016 годах" (далее - Программа).
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 01.08.2017 N 293.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания В.С. Базрова.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
А.ХАДИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАСШИРЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В 2015 - 2016 ГОДАХ"
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания |
Соисполнители программы | Общество с ограниченной ответственностью "Росавтогаз Центр" |
Структура программы: | |
Цели программы | 1. Решение проблем экологического оздоровления региона - снижение загрязнения атмосферного воздуха. |
Задачи программы | 1. Перевод транспортных средств на использование в качестве моторного топлива природного газа. |
Целевые индикаторы и показатели программы | 1. Количество приобретенного подвижного состава категории М3 (автобусы), работающего на КПГ. |
Этапы и сроки реализации программы | программа реализуется в один этап. |
Объем и источники финансирования программы | общий объем финансирования государственной программы составляет 30000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые результаты реализации программы | к 2017 году планируется достижение следующих целевых индикаторов и показателей государственной программы: |
Данная программа описывает состояние и развитие рынка топлива в Республике Северная Осетия-Алания.
На территории республики находится много перерабатывающих предприятий, являющихся стационарными источниками выбросов, которые по данным Комитета РСО-Алания по охране окружающей среды и природных ресурсов в 2013 году составили 5,032 тыс. тонн, что на 14,6% выше уровня предыдущего года. За отчетный год увеличились выбросы оксида азота, углеводородов, летучих органических соединений и прочих газообразных и жидких загрязняющих веществ, что привело к увеличению общего количества выбросов в атмосферный воздух. Основная причина роста выбросов этих веществ связана с увеличением количества автомобильного транспорта.
Расчетные суммарные выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в атмосферный воздух составил 177,8 тыс. т/год. Из них выбросы оксида углерода составляют 140,0 тыс. т/год, диоксида азота - 14,0 тыс. т/год, углеводородов - 23,8 тыс. т/год.
Расчетные данные выбросов от автотранспорта по районам республики
Наименование загрязняющих веществ | Средний выброс ЗВ на одну условную ед.а/тр., в тыс. т | г. Владикавказ | Алагирский район | Ардонский район | Дигорский район | Ирафский район | Кировский район | Моздокский район | Правобережный район | Пригородный район | Всего по РСО-Алания за 2013 год |
Выбросы, всего, тыс. т | 0,8 | 80,635 | 11,445 | 8,598 | 5,473 | 4,776 | 5,66 | 21,794 | 14,684 | 24,729 | 177,794 |
В т.ч. окись углерода | 0,63 | 63,5 | 9,013 | 6,771 | 4,31 | 3,761 | 4,457 | 17,163 | 11,564 | 19,474 | 140,013 |
Окислы азота, тыс. т | 0,063 | 6,35 | 0,901 | 0,677 | 0,431 | 0,376 | 0,446 | 1,716 | 1,156 | 1,947 | 14,001 |
Углеводороды, тыс. т | 0,107 | 10,785 | 1,531 | 1,15 | 0,732 | 0,639 | 1,757 | 2,915 | 1,964 | 3,308 | 23,78 |
Количество автотранспорта | - | 100794 | 14306 | 10747 | 6842 | 5970 | 7075 | 27243 | 18355 | 30911 | 222243 |
В целом по республике доля выбросов автомобильным транспортом в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 60%.
Если учесть тот факт, что ежегодно количество транспорта, курсирующего по территории нашей республики, увеличивается в среднем на 10%, то можно представить, насколько будет ухудшаться экологическая обстановка в Северной Осетии.
Одним из источников снижения этих выбросов является перевод автотранспортных средств на компримированный газ.
Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей с бензиновым двигателем, переоборудованным для работы на газу (при этом возможность работы на бензине сохраняется), на 70 процентов меньше, чем у чисто бензиновых, а у дизельных - на 53 процента меньше. При этом в таких выхлопных газах содержится в десять раз меньше оксида углерода, в два раза меньше окислов азота и практически отсутствует сажа.
Вид транспорта | Вид топлива | Приведенные выбросы (условные кг CO) |
Грузовые автомобили | бензин | 6653 |
природный газ | 2093 | |
дизельное топливо | 4669 | |
газодизельный цикл | 2200 | |
Автобусы | бензин | 5198 |
природный газ | 1221 | |
дизельное топливо | 3652 | |
газодизельный цикл | 2037 |
Темпы перехода различных видов транспорта на использование газомоторного топлива во многом зависят от наличия в регионе газозаправочной и сервисной инфраструктуры.
Крупнейшим производителем газового топлива для автомобилей является "Газпром". Автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в стране построено более 260 единиц, из которых 210 принадлежат компании. Для сравнения: количество обычных заправок сегодня составляет около 50 тысяч, и оно ежегодно растет.
В России более 200 тысяч автомобилей с газовыми силовыми установками. Речь идет о машинах, работающих на компримированном (сжатом) или сжиженном природном газе (в качестве автомобильного топлива используется метан). Для сравнения: в 2004 году в России были зарегистрированы всего 40,5 тысячи газобаллонных автомобилей. Крупнейшими потребителями газомоторного топлива в России являются Ставропольский и Краснодарский края, Свердловская, Челябинская и Ростовская области, а также Кабардино-Балкария и Северная Осетия. Общий спрос на сжиженный природный газ ежегодно составляет в среднем 340 миллионов кубометров.
Гораздо более развит парк автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе (пропан-бутан), являющемся продуктом переработки попутного нефтяного газа. Его производителями в России выступают нефтедобывающие компании. Заправочных станций, продающих такой газ, гораздо больше - чуть больше трех тысяч. Таким образом, общее количество газобаллонных автомобилей в России составляет 2,2 процента общего размера автомобильного парка страны. По данным ГИБДД, размер российского автопарка на 1 января 2014 года составлял около 53,3 миллиона машин.
За последнее десятилетие использование в качестве топлива для автотранспорта природного газа - метана во всем мире выросло на порядок. В качестве моторного топлива природный газ широко используется, прежде всего, в странах, имеющих собственные газовые месторождения и озабоченных проблемами энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности.
По данным некоммерческой Национальной газомоторной ассоциации, крупнейшими автомобильными парками на газовом топливе располагают Иран, Пакистан, Аргентина, Бразилия и Индия. В этих странах действуют государственные программы по развитию газобаллонного транспорта. Например, в Иране компании, располагающие газовыми автомобилями, имеют больше шансов получить государственный заказ. Кроме того, ввоз иностранного автомобильного газового оборудования и систем для газозаправочных станций налогом не облагается. В Пакистане полностью запрещено использование дизельного топлива на малых и средних автомобилях, а государство выдает льготные кредиты населению на переоборудование машин для работы на газе. В Италии запрещено строить АЗС без блока заправки природным газом, а в Индии газобаллонные автомобили не облагаются транспортным налогом.
Парки газобаллонных автомобилей
Страна | Кол-во машин, млн. штук | Потребление газа (миллион кубометров в год) | Машин на 1 газовую заправку |
Иран | 3,3 | 5760 | 1684 |
Пакистан | 3,1 | 2949 | 931 |
Аргентина | 2,2 | 2773 | 1132 |
Бразилия | 1,7 | 1959 | 963 |
Индия | 1,5 | 1958 | 2072 |
Россия | 0,09 | 388 | 344 |
По данным Национальной газомоторной ассоциации на декабрь 2012 года: автомобили, работающие на компримированном природном газе |
В общей сложности парк газобаллонных автомобилей в мире насчитывает около 15 миллионов машин или 1,5 процента всего автопарка. По прогнозу Международного газового союза, меры, принимаемые правительствами некоторых стран для стимулирования рынка газовых автомобилей и газомоторного топлива, приведут к росту автопарка до 50 миллионов машин в 2020 году и ста миллионов - к 2030 году. В настоящее время ежегодный прирост парка газобаллонных автомобилей в мире составляет в среднем 25 процентов.
Правительства многих стран мира заинтересованы в развитии рынка газовых автомобилей по нескольким причинам, основной из которых является поддержание экономики (при этом экологичность газомоторного топлива хотя и упоминается, но во главу угла нигде не ставится). Дело в том, что перевод автопарков госкомпаний и городского транспорта на газ позволяет значительно сократить бюджетные расходы, так как цена газового топлива существенно ниже топлива нефтяного происхождения и составляет 20 - 60 процентов стоимости бензина и 50 - 70 процентов дизельного топлива.
При этом увеличение количества газозаправочных станций позволяет создавать дополнительное количество рабочих мест. Наконец, немаловажным фактором считается и срок службы газобаллонных автомобилей, износ силовых установок которых после переоборудования для работы на газу уменьшается в два - три раза.
Набирает обороты потребление природного газа и в России.
Основными причинами столь стремительного роста являются:
1. Экономические преимущества. Одним из основных способов достижения прибыли является снижение затрат. Метан самое дешевое моторное топливо во всем мире, на ближайшие сто лет запасы его не исчерпаются. Сегодня цена метана в среднем по России составляет 11 рублей. Несмотря на свободный рынок, в нашей стране КПГ является единственным видом моторного топлива, цена которого в России ограничена законодательно (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.1993 N 31) и не может превышать 50% стоимости низкооктанового бензина (А-76, А-80). Данное ограничение действует без изменений.
Помимо стоимости, важным преимуществом метана является бесперебойность его поставок. При росте цен на бензин и возможности возникновения дефицита топлива на АЗС автобусы на метане не испытывают проблем ни с ценой, ни с наличием топлива в силу того, что к АГНКС он поступает по трубопроводу.
Еще одним плюсом использования природного газа является то, что он не может быть испорченным. Метан из недр земли, по сути, попадает сразу в бак автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, то есть сложные химические процессы отсутствуют как таковые.
Однако необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание по автобусам составляет от 10 до 25 процентов, по грузовикам и спецтехнике - от 15 до 80 процентов. В России по автобусам картина примерно та же: газовые автобусы дороже дизельных на 10 - 20 процентов, по спецтехнике удорожание составляет от 10 до 30 процентов.
2. Неоспоримым преимуществом природного газа является экологичность. Сегодня уже все, а не только профессиональные экологи, знают о том, что основным загрязнителем окружающей среды в городах является не промышленность, а автотранспорт. По данным экологов, на долю автотранспорта приходится 70 - 90 процентов загрязнений воздушного бассейна городов. Например, при сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 200 кг оксида углерода, 20 кг окислов азота, 1 кг сажи и 1 кг сернистых соединений. Именно поэтому во всем мире ужесточаются требования к экологической безопасности автомобилей, вводятся жесткие стандарты Евро-5, Евро-6, разрабатывается стандарт Евро-7.
При анализе результатов исследований токсичности автомобилей с ГМТ двигателями видно, что при использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 8 раз по оксиду углерода, по окислам азота - в 2 раза, по углеводородам - в 3 раза, по задымленности - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует.