Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ, ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2016 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 27.12.2016)


 2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основных проблем, и прогноз ее развития


Государственная программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" и постановлением правительства Еврейской автономной области от 12.08.2015 N 367-пп "Об утверждении перечня государственных программ Еврейской автономной области, предусмотренных к финансированию из областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов".

Приоритетами государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, сохранение территориальной целостности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство - являются ведущими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий государственной программы и показатели их результативности.

Основными проблемами развития агропромышленного комплекса в Еврейской автономной области являются:

- технико-технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации;

- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей Еврейской автономной области (далее - область) к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;

- медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, а также сокращение сельской поселенческой сети;

- расположенность области в зоне рискованного земледелия.

Динамика развития агропромышленного комплекса области до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, сохранится сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, вызванного чрезвычайной ситуацией в 2013 году, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:

- увеличение инвестиций на повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

- преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

- ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе восстановления и развития российского сельскохозяйственного машиностроения.

В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян новых перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. В отношении отдельных культур необходимо существенное расширение посевных площадей.

В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Это связано с оптимистическими тенденциями развития свиноводства и птицеводства.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого ввоза продукции из других регионов Российской Федерации) обеспечить продовольственную безопасность населения области.

В валовом региональном продукте области на долю сельского хозяйства области приходится около 14 процентов. На сельских территориях области проживает по состоянию на 01.01.2015 53,5 тыс. человек, что составляет 31,8 процента от общей численности населения области.

Численность трудоспособного сельского населения в области составляет 30,9 тыс. человек, из них по состоянию на 01.01.2015 - 5,5 тыс. человек, занятых в сельскохозяйственном производстве.

Для сельского хозяйства области характерны такие традиционные направления, как молочное скотоводство и выращивание сои, для интенсивного развития которых имеются необходимые почвенно-климатические условия.

В области на общих посевных площадях размером 121,7 тыс. га производится 126,5 тыс. тонн сои, около 11,0 тыс. тонн зерновых культур, 77,4 тыс. тонн картофеля, 24,0 тыс. тонн овощей.

Поголовье крупного рогатого скота превышает 8,8 тыс. голов, в том числе численность коров - 3,8 тыс. голов.

Численность поголовья свиней в области - 12,3 тыс. голов.

Годовое производство мяса скота и птицы в живом весе составляет 3,8 тыс. тонн, производство молока - 11,1 тыс. тонн.

Для предотвращения негативной тенденции сокращения объемов производства и стагнации в сельском хозяйстве области необходима разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие агропромышленного комплекса, обновление его основных фондов, освоение и ввод в эксплуатацию дополнительных площадей пашни и пастбищ, создание мощных центров агропромышленной интеграции в лице современных перерабатывающих предприятий, проведение эффективной научно-технологической политики в аграрном секторе, развитие его человеческого потенциала, комплексное решение социально-культурных проблем сельской местности.

Необходимость применения программно-целевого подхода в реализации мероприятий, направленных на развитие агропромышленного комплекса области, определяет актуальность программы.

В условиях реальной государственной поддержки агропромышленный комплекс области за короткий срок может превратиться в высокоэффективный и динамично развивающийся сегмент региональной экономики и внести заметный вклад в развитие области.

Большое значение агропромышленного комплекса для обеспечения продовольственной безопасности, развития экономики и социальной сферы области делает актуальными и необходимыми меры действенной финансовой и организационной поддержки мероприятий программы за счет средств федерального и областного бюджетов.