Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2016 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 27.07.2017)


 IV. Цели и задачи бюджетной политики на 2016 - 2018 годы


Бюджетная политика автономного округа на предстоящий трехлетний период будет реализовываться в условиях замедления темпов роста экономики, увеличения рисков, связанных с возможными кризисными явлениями в экономике, вызванных усилением геополитической напряженности.

Таким образом, главной задачей, стоящей перед органами государственной власти автономного округа в области управления региональными финансами, является обеспечение и создание условий для структурных изменений экономики региона в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

При реализации данной задачи особую роль приобретает результат использования бюджетных средств, а также поиск резервов и оптимизация бюджетных расходов с учетом оценки эффективности их использования и выбранных экономических приоритетов.

Для этого всем участникам бюджетного процесса необходимо сконцентрировать усилия на реализации следующих основных направлений бюджетной политики автономного округа:

- обеспечение устойчивости функционирования бюджетной системы автономного округа при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов;

- приведение уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями, путем ограничения темпов роста расходов, особенно направленных на текущее потребление;

- повышение эффективности и результативности программно-целевого управления и бюджетирования;

- повышение качества предоставления государственных услуг;

- оптимизация расходов, связанных с государственным управлением;

- повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;

- поддержание сбалансированности местных бюджетов в долгосрочной перспективе, с расширением финансовой самостоятельности муниципальных образований в автономном округе путем сокращения объемов целевых трансфертов и увеличением выравнивающей части дотации;

- развитие внутреннего финансового контроля на ведомственном уровне;

- поддержка инвестиционных проектов, обеспечивающих наибольший вклад в достижение целей экономического развития автономного округа;

- обеспечение высокого качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств;

- обеспечение эффективности государственных финансов путем построения целостной системы открытости деятельности государственных органов на базе системы "Электронный бюджет";

- обеспечение прозрачности и открытости государственных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете за счет развития портала "Бюджет для граждан", вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, развитие общественного контроля.

Бюджетная политика автономного округа на предстоящий трехлетний период сохраняет преемственность целей и задач, определенных прошедшим бюджетным циклом, с учетом изменений сложившихся в экономике.

Первостепенной целью бюджетного планирования является достижение сбалансированности окружного бюджета. Приоритетом, как и прежде, будет являться безусловное выполнение принятых расходных обязательств, при этом в первоочередном порядке бюджетными ассигнованиями будут обеспечены социально значимые расходы.

Стоит отметить, что в современных условиях непредсказуемости экономической ситуации в среднесрочной перспективе возможны различные сценарии осуществления бюджетного планирования.

С одной стороны, при благоприятном развитии макроэкономических показателей окружной бюджет будет сформирован без дефицита. В случае принятия за основу негативного сценария, окружной бюджет будет сформирован с дефицитом, а также возможно повторение ситуации 2013 года, когда расходы окружного бюджета подверглись секвестированию.

С учетом текущей финансово-экономической и геополитической ситуации продолжать наращивать расходные обязательства окружного бюджета становится невозможным. В целях снижения рисков разбалансированности окружного бюджета необходимо добиться ограничения роста бюджетных расходов. Следует применить правило, что принятие новых расходных обязательств либо увеличение действующих расходных обязательств должно быть подкреплено соответствующим источником финансирования. В этой связи принято решение не индексировать расходы окружного бюджета, провести инвентаризацию расходных обязательств, оценить их эффективность и сформировать окружной бюджет на уровне, не превышающем уровень 2015 года.

Необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы автономного округа в сложившихся условиях предъявляет также дополнительные требования к качеству бюджетного планирования.

В связи с этим необходимо проанализировать и по результатам анализа усовершенствовать действующую в автономном округе систему бюджетного планирования, обеспечив ее связь с системой стратегического планирования в долгосрочной перспективе, а также взаимоувязку с инструментами программно-целевого планирования. Таким образом повысится обоснованность принимаемых стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных ресурсов, стратегические ориентиры развития автономного округа будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств.

В текущем году данная работа была апробирована и получила широкое применение, что позволило сконцентрировать финансовые ресурсы на направлениях, реализация которых послужила достижению максимального социально-экономического эффекта в развитии автономного округа.

Применение практики выстраивания приоритетов в осуществлении бюджетного планирования на предстоящий трехлетний период будет продолжена. Учитывая, что более 92% всех расходов окружного бюджета расходуются через систему государственных программ, все принимаемые расходные обязательства будут проходить процедуру оценки их эффективности и степени приоритетности в зависимости от стоящих перед автономным округом задач социально-экономического развития территории.

Кроме того, в целях эффективного распределения бюджетных ресурсов на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы в бюджетных средствах и решение задач их развития, в 2016 году необходимо разработать проект долгосрочного бюджетного прогноза.

Одним из ключевых направлений бюджетной политики автономного округа на трехлетний период будет ненаращивание расходов, связанных с текущим обеспечением бюджетного сектора. Необходимо реформировать сложившуюся структуру бюджетных расходов, поскольку более 80% направлены на содержание учреждений, органов власти, осуществление социальных выплат и мероприятий, носящих характер текущих расходов. При этом, перед органами власти автономного округа на долгосрочный период стоит задача создания условий развития экономики региона и ее диверсификация, чему не может способствовать увеличение текущих расходов за счет сокращения инвестиционной составляющей окружного бюджета.

Необходимо обеспечить сбалансированное распределение имеющихся бюджетных ресурсов между текущими расходами и расходами на развитие.