Постановлением Правительства области от 30.06.2009 N 650-п "Об утверждении Концепции кластерной политики Правительства области" утверждена Концепция кластерной политики Правительства области. В соответствии с Концепцией кластерной политики Правительства области к основным признакам регионального кластера относятся:
- сильные конкурентные позиции на общероссийском и (или) международном рынках и (или) высокий экспортный потенциал участников кластеров;
- наличие конкурентных преимуществ территории, к которым могут быть отнесены: выгодное географическое положение, наличие специализированных кадровых ресурсов, наличие поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных учебных заведений и исследовательских организаций, необходимой инфраструктуры и другие факторы;
- географическая концентрация и близость расположения участников кластера, обеспечивающие возможности для их активного взаимодействия;
- количество участников, достаточное для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия;
- эффективное взаимодействие между участниками кластера (использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практика координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках);
- более высокие показатели темпов роста новых рабочих мест, выручки и рентабельности участников кластера, чем на предприятиях аналогичных отраслей и сфер бизнеса в среднем по Российской Федерации.
Анализ существующей практики функционирования кластеров показывает, что ни территориальная близость, ни взаимная ориентация локальных рынков не являются обязательными условиями, позволяющими создавать положительные эффекты участниками кластера. Данное обстоятельство существенно отличает кластер от территориально-производственного комплекса и позволяет говорить о кластере как о группе агентов, объединенных единой задачей и создающих друг для друга взаимные положительные внутренние эффекты (например, увеличение масштабов производства и разделение издержек и рисков, их снижение на приобретение и распространение знаний и технологий), а также вытекающие из них внешние региональные эффекты (повышение инвестиционной привлекательности, занятости населения, увеличение налоговых поступлений). Создание продукции либо услуги как конечного результата в процессе функционирования кластера также не является основным классификационным признаком, поскольку в зависимости от целей создания кластер может быть ориентирован на сами функциональные связи среди участников, инфраструктуру создания стоимости, на услугу, связанную с обслуживанием той или иной отрасли.
Для формирования кластерной политики необходимо проанализировать и охарактеризовать социально-экономическое положение Ярославской области, текущее состояние отрасли информационных технологий в Ярославской области, потенциал формирования ИТ-кластера и его составляющих.
SWOT-анализ социально-экономического развития Ярославской области (в части факторов, оказывающих влияние на развитие отрасли информационных технологий в Ярославской области) на основе Концепции кластерной политики Правительства области, Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", представлен в таблице 1.