Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕВАСТОПОЛЯ НА 2015 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 22.12.2016)

7. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И МЕРЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЭТИМИ РИСКАМИ


Реализация мероприятий Программы проходит под влиянием целого ряда факторов и условий, являющихся источниками различного рода рисков, включая макроэкономические, правовые, административные, рыночные, финансовые, операционные, социальные, политические, географические и экологические. Это требует тщательного планирования и выполнения мероприятий на всех этапах реализации Программы.

Определенные категории факторов воздействия, например, политические, макроэкономические, имеются на всех этапах реализации Программы, причем вероятность их возникновения и уровень влияния мало изменяются в зависимости от стадии выполнения мероприятий. Такие риски относятся к неуправляемой категории, однако их необходимо учитывать, поскольку они могут оказывать существенное влияние на развитие отдельных отраслей промышленности города Севастополя.

Группу политических рисков при реализации Программы можно разделить на:

- национальные риски, связанные с изменениями государственной политики на федеральном уровне в области поддержки субъектов промышленной деятельности в сфере развития отдельных отраслей;

- региональные риски, обусловленные изменением приоритетных направлений развития региона.

Для большинства прочих рисков вероятность их возникновения и степень влияния дифференцированы на различных этапах реализации мероприятий Программы.

1. Первый этап реализации Программы - этап решения правовых вопросов и планирования субъектами промышленной деятельности мероприятий по поддержке и развитию производства в рамках мероприятий Программы. На этом этапе объектом анализа и управления являются:

- рыночные риски, обусловленные возможными ошибками в определении объемов потенциального спроса на продукцию и уровня рыночной конкуренции на соответствующих товарных рынках. К данным рискам можно отнести и неопределенность логистики между Крымским федеральным округом и материковой частью России: изменение стоимости продукции в связи с изменениями стоимости транспортных перевозок сырья и готовой продукции и нестабильность таких перевозок (что влечет за собой также возможные штрафы и пени за нарушения сроков поставки продукции);

- правовые и административные риски, связанные с затягиванием процедур переоформления имущественных прав на движимое и недвижимое имущество, лицензирования отдельных видов деятельности, получения необходимых допусков, сертификации продукции и т.п.

2. Второй этап реализации Программы - этап реализации мероприятий участниками Программы и субъектами промышленной деятельности. На этом этапе объектом анализа и управления являются:

- финансовые риски заключаются в дефиците денежных средств у предприятий промышленности или несвоевременности их поступления, возникновении трудностей при привлечении внешнего финансирования. Кроме того, имеются риск инфляции, валютный риск, кредитный риск, обусловленный возможными изменениями денежно-кредитной политики, неустойчивостью уровня процентных ставок, риск ликвидности вследствие недостатка денежных средств на счетах предприятий для погашения имеющихся обязательств, риск увеличения длительности срока окупаемости капитальных затрат.

Имеется риск, связанный с отсутствием финансирования за счет средств федерального бюджета;

- операционные риски представляют собой риски возможных ошибок в процессе проектирования и строительства объектов производственного и иного назначения, объектов транспортной и инженерной инфраструктур. В этой группе можно отдельно выделить:

риски проектирования, в том числе неверного выбора мощностей присоединенных инженерных коммуникаций и оборудования, неправильных проектных и технологических решений;

строительные риски, риски при установке или модернизации оборудования, характеризующиеся сбоями при строительных, установочных, наладочных работах, возникновении нештатных, аварийных ситуаций вследствие неправильного выбора подрядных организаций и недостаточного уровня контроля;

- рыночные риски, основными из которых являются снижение спроса на продукцию предприятий, повышение операционных издержек (цен на сырьевых рынках, стоимости рабочей силы, цен (тарифов) на услуги ресурсоснабжающих организаций и др.), усиление конкуренции с предприятиями аналогичной отраслевой направленности, находящимися как на полуострове, так и на материковой части Российской Федерации;

- социальные риски связаны с деструктивным влиянием на процесс внедрения отдельных мероприятий различных социальных групп населения;

- экологические риски, связанные с возможными негативными воздействиями во время процесса создания и перевооружения производств, связанными с ошибками при проведении проектно-исследовательских работ. Однако следует заметить, что результатом любой модернизации производства, проводимой с учетом современных экологических требований, является автоматическое снижение нагрузки на окружающую среду.

Политика субъектов промышленной деятельности в сфере управления рисками должна включать постоянный мониторинг изменения вероятности наступления и степени возможного влияния рисков, а также выполнение комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию последствий негативного влияния рисков на деятельность предприятий.

Для рисков, имеющих средние и высокие вероятности возникновения и степени влияния, необходим постоянный мониторинг их уровня, а также разработка и реализация мер по снижению вероятности и устранению возможных последствий, в том числе посредством:

- страхования ответственности;

- перераспределения ответственности.