Реализация мероприятий Программы проходит под влиянием целого ряда факторов и условий, являющихся источниками различного рода рисков, включая макроэкономические, правовые, административные, рыночные, финансовые, операционные, социальные, политические, географические и экологические. Это требует тщательного планирования и выполнения мероприятий на всех этапах реализации Программы.
Определенные категории факторов воздействия, например, политические, макроэкономические, имеются на всех этапах реализации Программы, причем вероятность их возникновения и уровень влияния мало изменяются в зависимости от стадии выполнения мероприятий. Такие риски относятся к неуправляемой категории, однако их необходимо учитывать, поскольку они могут оказывать существенное влияние на развитие отдельных отраслей промышленности города Севастополя.
Группу политических рисков при реализации Программы можно разделить на:
- национальные риски, связанные с изменениями государственной политики на федеральном уровне в области поддержки субъектов промышленной деятельности в сфере развития отдельных отраслей;
- региональные риски, обусловленные изменением приоритетных направлений развития региона.
Для большинства прочих рисков вероятность их возникновения и степень влияния дифференцированы на различных этапах реализации мероприятий Программы.
1. Первый этап реализации Программы - этап решения правовых вопросов и планирования субъектами промышленной деятельности мероприятий по поддержке и развитию производства в рамках мероприятий Программы. На этом этапе объектом анализа и управления являются:
- рыночные риски, обусловленные возможными ошибками в определении объемов потенциального спроса на продукцию и уровня рыночной конкуренции на соответствующих товарных рынках. К данным рискам можно отнести и неопределенность логистики между Крымским федеральным округом и материковой частью России: изменение стоимости продукции в связи с изменениями стоимости транспортных перевозок сырья и готовой продукции и нестабильность таких перевозок (что влечет за собой также возможные штрафы и пени за нарушения сроков поставки продукции);
- правовые и административные риски, связанные с затягиванием процедур переоформления имущественных прав на движимое и недвижимое имущество, лицензирования отдельных видов деятельности, получения необходимых допусков, сертификации продукции и т.п.
2. Второй этап реализации Программы - этап реализации мероприятий участниками Программы и субъектами промышленной деятельности. На этом этапе объектом анализа и управления являются:
- финансовые риски заключаются в дефиците денежных средств у предприятий промышленности или несвоевременности их поступления, возникновении трудностей при привлечении внешнего финансирования. Кроме того, имеются риск инфляции, валютный риск, кредитный риск, обусловленный возможными изменениями денежно-кредитной политики, неустойчивостью уровня процентных ставок, риск ликвидности вследствие недостатка денежных средств на счетах предприятий для погашения имеющихся обязательств, риск увеличения длительности срока окупаемости капитальных затрат.
Имеется риск, связанный с отсутствием финансирования за счет средств федерального бюджета;
- операционные риски представляют собой риски возможных ошибок в процессе проектирования и строительства объектов производственного и иного назначения, объектов транспортной и инженерной инфраструктур. В этой группе можно отдельно выделить:
риски проектирования, в том числе неверного выбора мощностей присоединенных инженерных коммуникаций и оборудования, неправильных проектных и технологических решений;
строительные риски, риски при установке или модернизации оборудования, характеризующиеся сбоями при строительных, установочных, наладочных работах, возникновении нештатных, аварийных ситуаций вследствие неправильного выбора подрядных организаций и недостаточного уровня контроля;
- рыночные риски, основными из которых являются снижение спроса на продукцию предприятий, повышение операционных издержек (цен на сырьевых рынках, стоимости рабочей силы, цен (тарифов) на услуги ресурсоснабжающих организаций и др.), усиление конкуренции с предприятиями аналогичной отраслевой направленности, находящимися как на полуострове, так и на материковой части Российской Федерации;
- социальные риски связаны с деструктивным влиянием на процесс внедрения отдельных мероприятий различных социальных групп населения;
- экологические риски, связанные с возможными негативными воздействиями во время процесса создания и перевооружения производств, связанными с ошибками при проведении проектно-исследовательских работ. Однако следует заметить, что результатом любой модернизации производства, проводимой с учетом современных экологических требований, является автоматическое снижение нагрузки на окружающую среду.
Политика субъектов промышленной деятельности в сфере управления рисками должна включать постоянный мониторинг изменения вероятности наступления и степени возможного влияния рисков, а также выполнение комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию последствий негативного влияния рисков на деятельность предприятий.
Для рисков, имеющих средние и высокие вероятности возникновения и степени влияния, необходим постоянный мониторинг их уровня, а также разработка и реализация мер по снижению вероятности и устранению возможных последствий, в том числе посредством:
- страхования ответственности;
- перераспределения ответственности.