Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕВАСТОПОЛЯ НА 2015 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 22.12.2016)


2.4. Прогноз развития промышленности города Севастополя, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков


В результате резкого обострения геополитических противоречий имеется большая вероятность, что полуостров Крым будет длительное время подвергаться различным санкциям и ограничениям, по существу блокаде, со стороны Украины и Запада. В результате блокада становится одним из ключевых факторов, влияющих на социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года, и в сценариях развития Крыма необходимо учитывать различные варианты, связанные с длительностью, интенсивностью и формами блокады.

Представляется, что наиболее вероятным будет промежуточный сценарий искусственных ограничений развития территории полуострова, при котором режим жесткой блокады сохранится в течение 4 - 5 лет, ресурсная блокада со стороны Украины сохранится 3 - 4 года. Такой сценарий предусматривает возможный спад экономики города Севастополя - снижение валового регионального продукта на 10 - 15% в 2015 - 2016 годах с постепенным восстановлением к 2017 - 2019 годам. Инфраструктурные издержки при этом близки к максимальным.

(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 14.07.2016 N 712-ПП)

Следует также учитывать, что экономика города Севастополя менее уязвима, чем экономика Республики Крым. Она меньше зависит от потока туристов, сельского хозяйства, дефицита воды: факторов, которые будут наиболее уязвимы в условиях блокады. В свою очередь город Севастополь существенно связан с военно-морской базой Российской Федерации в Крыму, развитие которой будет однозначным приоритетом в ближайшие годы.

Сильные и слабые стороны для промышленности города Севастополя, возникающие при этом угрозы и возможности приведены в таблице N 7.

Анализ ситуации, складывающейся вокруг предприятий города Севастополя, показывает, что риски резкого ограничения деятельности в связи с политическими сложностями затрагивают небольшое количество предприятий, однако снижение объемов производства на данных предприятиях влечет за собой серьезные социальные и экономические последствия для города Севастополя (массовое высвобождение работников, снижение отчислений в бюджет и т.д.). Серьезной проблемой для многих предприятий являются ограничения экспорта на Украину и в страны Европы. Возможности их развития связаны со скоростью переориентации на рынки России, Азии и другие.

Сложная ситуация у предприятий, работающих на оборонно-промышленный комплекс. Для них критична поддержка со стороны крупнейших российских компаний, которые могут включить их в свой цикл, Министерства обороны и федерального бюджета.

Риски для предприятий машиностроения и электротехнической промышленности во многом связаны с устаревшей технологией, износом основных фондов, высокой себестоимостью производства, недостаточной загрузкой мощностей, логическими ограничениями. Это типичная ситуация и для многих российских предприятий. Здесь критичным становится поиск новых рыночных ниш, видов продукции и возможности привлечения инвестиций.

На современном этапе ключевые риски для субъектов промышленной деятельности связываются с высокой степенью неопределенности условий реализации собственных проектов развития, заключающихся, прежде всего, в отсутствии:

- механизмов взаимодействия с собственниками отдельных предприятий и неясности с переходом предприятий в российское правовое поле (юрисдикцию);

- документации, подтверждающей качество продукции в соответствии с российским законодательством.

Указанные риски определяют особенности реализации Программы, в том числе в части выделения и содержательного наполнения этапов и сроков ее реализации.