В настоящее время складываются вполне благоприятные условия для развития рынка пригородных перевозок в Республике Бурятия.
В качестве мер по обеспечению эффективной организации пригородного сообщения в Республике Бурятия может быть предложено:
- сохранение льготного исключительного коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- оказание дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов, возникающих при государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Поддержка пригородного железнодорожного сообщения за счет средств федерального бюджета может осуществляться как непосредственным предоставлением субсидий (требуется определить получателя субсидии, критерии предоставления, расчет суммы субсидии и др.), так и сохранением условий, действующих в настоящее время, на длительный период (0% НДС на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и льготный коэффициент в размере 0,01 (1%) к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "РЖД" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении);
- оптимизация объемов транспортной работы в пригородном пассажирском комплексе;
- совершенствование механизмов взаимодействия между субъектами Российской Федерации, пригородными пассажирскими компаниями и ОАО "РЖД" при определении параметров транспортного заказа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в том числе объемов бюджетного финансирования;
- урегулирование на законодательном уровне вопросов по компенсации выпадающих доходов, связанных с установлением тарифов на услуги инфраструктуры, ставок аренды, управления и эксплуатации пригородного подвижного состава;
- оказание поддержки организаций, обеспечивающих социально значимые перевозки пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом общего пользования.
Ключевые риски создают низкая плотность населения, нехватка денежных средств в республиканском бюджете на финансирование пригородных пассажирских перевозок.
Основными драйверами роста будут являться меры по возобновлению государственного заказа на пригородных нерентабельных автобусных маршрутах с низким пассажиропотоком.