ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2015 года N 483
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 30 ИЮНЯ 2014 ГОДА N 381
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года N 381.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.ШЕМЕТОВ
Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 30 сентября 2015 года N 483
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 30 ИЮНЯ 2014 ГОДА N 381
"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 30 июня 2014 года N 381
(в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
от 30 сентября 2015 года N 483)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ"
Ответственный исполнитель программы | Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края. |
Соисполнители программы | Министерство территориального развития Забайкальского края; |
Подпрограммы программы | Подпрограмма 1 "Развитие массового спорта в Забайкальском крае"; |
Цель программы | Создание условий для укрепления здоровья населения региона путем развития и популяризации массового и профессионального спорта на основе рационального использования ресурсов, направленных на развитие физической культуры и спорта с применением форм и методов спортивного менеджмента. |
Задачи программы | 1. Привлечение населения к активному отдыху и спорту через активизацию деятельности общественных, физкультурно-спортивных организаций, пропаганда здорового образа жизни как среди детей и подростков, так и среди взрослого населения через создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на формирование здорового образа жизни населения. |
Этапы и сроки реализации программы | Срок реализации программы 2014 - 2020 годы. Программа реализуется в один этап. |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы составит 3315480,7 тыс. руб. 2014 год - 376443,9 тыс. руб.; 2015 год - 363918,0 тыс. руб.; 2016 год - 655308,2 тыс. руб.; 2017 год - 404502,6 тыс. руб.; 2018 год - 714376,6 тыс. руб.; 2019 год - 400465,7 тыс. руб.; 2020 год - 400465,7 тыс. руб.; из них на реализацию: 1) подпрограммы 1 "Развитие массового спорта в Забайкальском крае" - 42355,7 тыс. руб. Затраты на реализацию мероприятий подпрограммы 1 "Развитие массового спорта в Забайкальском крае" по годам составляют: 2014 год - 5954,9 тыс. руб.; 2015 год - 6066,8 тыс. руб.; 2016 год - 6066,8 тыс. руб.; 2017 год - 6066,8 тыс. руб.; 2018 год - 6066,8 тыс. руб.; 2019 год - 6066,8 тыс. руб.; 2020 год - 6066,8 тыс. руб.; 2) подпрограммы 2 "Подготовка спортивного резерва в Забайкальском крае" - 2561858,0 тыс. руб. 2014 год - 352375,8 тыс. руб.; 2015 год - 338073,4 тыс. руб.; 2016 год - 369911,1 тыс. руб.; 2017 год - 374652,1 тыс. руб.; 2018 год - 375615,2 тыс. руб.; 2019 год - 378615,2 тыс. руб.; 2020 год - 375615,2 тыс. руб.; 3) подпрограммы 3 "Обеспечивающая подпрограмма" - 93309,5 тыс. руб. 2014 год - 18113,2 тыс. руб.; 2015 год - 19777,8 тыс. руб.; 2016 год - 11083,7 тыс. руб.; 2017 год - 11083,7 тыс. руб.; 2018 год - 11083,7 тыс. руб.; 2019 год - 11083,7 тыс. руб.; 2020 год - 11083,7 тыс. руб.; 4) подпрограммы 4 "Развитие материально-технической базы отрасли "Физическая культура и спорт" - 617957,5 тыс. руб. 2016 год - 268246,6 тыс. руб.; 2017 год - 12700,0 тыс. руб.; 2018 год - 321610,9 тыс. руб.; 2019 год - 7700,0 тыс. руб.; 2020 год - 7700,0 тыс. руб. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы | Основным ожидаемым конечным результатом реализации программы является устойчивое развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта. |
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
Анализ основных показателей развития отрасли физической культуры и спорта в Забайкальском крае за последние 5 лет свидетельствует о положительных тенденциях по различным направлениям. Реализация комплекса мероприятий по развитию физической культуры и спорта в Забайкальском крае позволила фактически выполнить важнейшие целевые индикаторы и показатели. Так, количество занимающихся физической культурой и спортом в организованной форме увеличилось и составляет в доле населения к общему числу жителей края в 2014 году 22,0% (целевой норматив 2020 года - 34,9%, средний показатель по Сибирскому федеральному округу в настоящее время составляет 28,1%). Среди субъектов Сибирского федерального округа первое место по доле лиц, занимающихся спортом, занимает Кемеровская область, на втором месте Омская область, на третьем - Республика Тыва.
В Забайкальском крае на 1 января 2015 года действует 3088 спортивных сооружений, в том числе 1800 плоскостных сооружений, 762 спортивных зала (включая школьные спортивные залы), 30 плавательных бассейнов, 19 стадионов, 14 лыжных баз и 1 биатлонный комплекс. Из общего числа спортивных сооружений порядка 80% изношены.
Среди лидеров по обеспеченности физкультурно-спортивными учреждениями можно выделить ряд муниципальных районов Забайкальского края: Агинский район, Могойтуйский район в аспекте обеспечения спортивными залами и плоскостными учреждениями. Отстают от средних показателей по краю Читинский район, Оловяннинский район, Петровск-Забайкальский район, Нерчинско-Заводский район и ряд других.
В сравнении со средними показателями по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерацией в целом Забайкальский край в настоящее время имеет показатели ниже средних.
В Забайкальском крае увеличивается доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 5,76% в 2011 году до 6,21% в 2014 году соответственно.
По состоянию на 31 декабря 2014 года в Забайкальском крае 37 региональных спортивных федераций прошли государственную аккредитацию по 39 видам спорта, из них 4 являются структурными отделениями общероссийских федераций по видам спорта.
В период 2014 года государственную аккредитацию прошли 8 региональных федераций по 4 видам спорта.
В 2014 году в составы кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации вошли 60 забайкальских спортсмена. По итогам 2014 года данный показатель не снизился, но следует отметить, что утеряны позиции по представительству забайкальских спортсменов в составах спортивных сборных команд России в биатлоне и боксе.
Краевые государственные учреждения, координация и регулирование деятельности которых возложены на Министерство физической культуры и спорта:
1) Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" Забайкальского края;
2) Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 2" Забайкальского края;
3) Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Среднее специальное училище (техникум) олимпийского резерва" Забайкальского края;
4) Государственное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по боксу" Забайкальского края;
5) Государственное учреждение "Региональный центр спортивной подготовки" Забайкальского края;
6) Государственное учреждение "Региональный центр спортивной подготовки по национальным видам спорта" Забайкальского края;
7) Государственное автономное учреждение Забайкальского края "Футбольный клуб "Чита";
8) Государственное учреждение дополнительного образования "Агинская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" Забайкальского края;
9) Государственное учреждение дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по биатлону" Забайкальского края.
С целью выявления мнения населения об уровне развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях Забайкальского края в январе 2014 года было проведено социологическое исследование на тему "Изучение общественного мнения населения Забайкальского края о проблемах развития отрасли физической культуры и спорта, степени удовлетворения потребностей в услугах спортивного характера и состоянии здоровья населения региона". Исследование выполнено в рамках разработки государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае". В опросе приняли участие жители г. Читы, Шилкинского района, Улётовского района, Краснокаменского района, Нерчинского района, Сретенского района и ряда других районов Забайкальского края.
Значительное большинство респондентов (91%) считают, что физическая культура и спорт оказывают положительное влияние на здоровье человека. При этом 77% респондентов занимаются физической культурой и спортом, даже в возрасте 56 лет и старше доля занимающихся составила 65%.
Среди тех, кто не занимается физической культурой и спортом, 45% респондентов назвали отсутствие времени, 25% - плохое состояние здоровья, 13% опрошенных - недостаточное количество спортивных сооружений и 10% респондентов отметили дороговизну услуг.
Более 80% среди тех, кто занимаются физической культурой и спортом, делают это регулярно. Около 40% респондентов занимаются физической культурой и спортом в специализированных учреждениях. При этом лишь 18% респондентов занимаются физической культурой и спортом на платной основе.
Важными факторами, негативно влияющими на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья. Уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности обучающихся.
В Забайкальском крае, согласно данным Министерства здравоохранения Забайкальского края, только 17,4% детей от 6 до 17 лет являются здоровыми, 66,7% имеют отклонения в состоянии здоровья, 15,8% имеют хронические заболевания. По статистическим данным отчетной формы N 31 "Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам" (таблица 2500 "Профилактические осмотры детей и подростков-школьников и их результаты") за 2014 год, количество детей, имеющих III (специальную) группу здоровья, составило 16,9%, а это каждый 5-й учащийся. Наблюдается динамика ухудшения показателей по зрению и осанке за период обучения в начальной школе в среднем на 50%. Например, за год до поступления в школу нарушение осанки имели 456 детей, при переходе в 4 - 5 классы - 1303 человека. Кроме того, свыше 35% молодежи допризывного возраста не соответствуют требованиям, предъявляемым к армейской службе.
Имеют свои особенности и показатели социализации подрастающего поколения забайкальцев. Так, по данным протокола Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в период 2005 - 2014 годов в структуре подростковой преступности на 15,8% возросло количество особо тяжких преступлений. На 1,7% (с 1555 до 1581) увеличилось число несовершеннолетних, совершивших преступления. Значительно вырос уровень повторной преступности среди несовершеннолетних. Количество подростков, ранее совершавших преступления и вновь преступивших закон, увеличилось на 25,8% (с 395 до 497). Опыт преступной деятельности имел каждый третий (31,4%) несовершеннолетний участник преступления. Среди данной категории подростков 14,2% (225) являются ранее судимыми (+8,5% к аналогичному периоду прошлого года (246)), 2,0% (32) несовершеннолетних повторно совершили преступления после условного осуждения (-27,2% к аналогичному периоду прошлого года (44)).
Таким образом, основными проблемами развития сферы физической культуры и спорта в Забайкальском крае можно считать:
1) ориентацию населения на пассивные виды отдыха и досуга;
2) недостаточное количество организованных мероприятий, направленных на приобщение населения к физической культуре и спорту;
3) недостаточную степень информированности населения о текущих акциях, мероприятиях и т.д.;
4) низкий уровень обеспеченности спортивными сооружениями, спортивными залами и большую степень изношенности имеющихся спортивных сооружений региона;
5) недостаточную материально-техническую базу спортивных учреждений;
6) слабую координацию заинтересованных ведомств в процессе формирования здорового образа жизни;
7) недостаточное бюджетное финансирование.
На современном этапе сферу физической культуры и спорта Забайкальского края можно охарактеризовать как среднеадаптированную к рыночным условиям. Отрасль характеризуется ограниченной инфраструктурой, слабой ее материально-технической базой, бюджетным недофинансированием, и перспективы развития можно оценить соответственно как ограниченные. При этом имеющийся кадровый потенциал в сфере физкультуры и спорта способен обеспечивать высокие результаты в профессиональном и любительском видах спорта.
Анализ текущего положения в сфере физкультуры и спорта свидетельствует о целесообразности развития детско-юношеского спорта с целью профилактики безнадзорности, асоциальных явлений в молодежной среде.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Успешное развитие физической культуры и массового спорта имеет приоритетное значение для укрепления здоровья граждан и повышения качества их жизни и, в связи с этим, является одним из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие государства.
Приоритетными направлениями развития физической культуры и спорта в Забайкальском крае в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года N 586, являются:
развитие учреждений физкультурно-спортивной направленности; привлечение частных инвесторов к поддержке спортивных школ и команд; развитие молодежного и детско-юношеского спорта; выявление и поддержка деятельности организаций, осуществляющих инновационные проекты и программы по вовлечению детей, в том числе дошкольного возраста, подростков и молодежи в систему физического воспитания;
развитие физкультурно-оздоровительной деятельности среди взрослого населения;
создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий пожилых людей;
содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения, занятию новыми видами спорта, национальными видами спорта;
стимулирование работодателей к созданию условий для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников;
создание отделений и групп в спортивных школах для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
реабилитация и социальная адаптация инвалидов посредством физической культуры и спорта;
создание условий для роста спортивных достижений; развитие медицинского обеспечения физической культуры и спорта; укрепление и развитие материально-технической базы, приведение материально-технической базы и инфраструктуры в соответствие с задачами развития массового спорта и спорта высших достижений;
совершенствование кадрового обеспечения в сфере физической культуры и спорта, в том числе через повышение квалификации специалистов, создание благоприятных условий для работы молодых специалистов в сфере физической культуры и спорта Забайкальского края;
пропаганда ценностей физической культуры и спорта и популяризация здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту жительства, в том числе через поддержку проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации, через поддержку общественных организаций физкультурно-спортивной направленности и федераций по видам спорта;
внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в Забайкальском крае.
Приоритеты по достижению целевых показателей на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах федерального уровня:
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 302 "Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта";
3. ОПИСАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ