(с изменениями на 23 декабря 2021 года)
(в ред. Законов Республики Северная Осетия-Алания от 29.03.2021 N 17-РЗ, от 15.11.2021 N 80-РЗ, от 23.12.2021 N 114-РЗ)
Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Северная Осетия-Алания и регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения на территории Республики Северная Осетия-Алания в целях обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира.
1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
комплексное экологическое обследование территории - сбор, анализ и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость создания, преобразования, изменения границ, площади, функционального зонирования либо снятия правового статуса особо охраняемой природной территории;
режим особой охраны - система запретов и (или) ограничений хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемых на особо охраняемых природных территориях и их охранных зонах;
функциональные зоны особо охраняемой природной территории - устанавливаемые в границах особо охраняемой природной территории зоны с дифференцированным режимом хозяйственной и иной деятельности, не противоречащим целям образования и функционирования особо охраняемой природной территории;
охранная зона особо охраняемой природной территории - участки территорий (акваторий), прилегающие к особо охраняемой природной территории, предназначенные для ее защиты от загрязнения и другого негативного воздействия;
паспорт особо охраняемой природной территории - документ, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны памятника природы регионального значения, функциональных зонах (при наличии) и иную информацию;
преобразование особо охраняемой природной территории - изменение значения (федерального, регионального или местного) и (или) категории особо охраняемой природной территории.
2. Другие понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
1. На территории Республики Северная Осетия-Алания с учетом возлагаемых задач и особенностей режима особой охраны различают следующие категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения:
а) природные парки;
б) государственные природные заказники;
в) памятники природы;
г) дендрологические парки и ботанические сады;
д) природные рекреационные зоны;
е) природные достопримечательности.
2. При принятии решений о категории создаваемых особо охраняемых природных территорий учитывается:
а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
3. Природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Природные рекреационные зоны и природные достопримечательности являются особо охраняемыми природными территориями местного значения.
4. Особо охраняемые природные территории регионального значения находятся в ведении органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания.
Особо охраняемые природные территории местного значения находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления.
К полномочиям Парламента Республики Северная Осетия-Алания в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся:
1) принятие законов Республики Северная Осетия-Алания в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и осуществление контроля за их исполнением;
2) утверждение в составе республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания расходов на организацию, охрану и использование особо охраняемых природных территорий регионального значения;
3) иные полномочия в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
К полномочиям Правительства Республики Северная Осетия-Алания в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:
1) обеспечение проведения единой государственной политики в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
2) создание и преобразование особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждение и изменение их наименований, границ, площади, режима особой охраны, функционального зонирования, утверждение положений об этих территориях, а также снятие правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
3) согласование решения о создании государственных природных заказников регионального значения путем преобразования государственных природных заказников федерального значения, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания;
4) согласование решения о создании особо охраняемых природных территорий местного значения, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более пяти процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования;
5) принятие решений по согласованию с органами местного самоуправления о преобразовании памятников природы регионального значения, которые не отвечают задачам особо охраняемых природных территорий регионального значения, в особо охраняемые природные территории местного значения;
6) принятие решений о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального или местного значения, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;
7) иные полномочия в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
К полномочиям органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:
1) осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения;
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.11.2021 N 80-РЗ)
2) управление особо охраняемыми природными территориями регионального значения в случаях, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях";
3) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения;
4) разработка положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, положений об охранных зонах природных парков и памятниках природы регионального значения;
5) иные полномочия в области организации, охраны и использования, особо охраняемых природных территорий, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
1. Особо охраняемые природные территории регионального значения создаются Правительством Республики Северная Осетия-Алания по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания на основании материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 23.12.2021 N 114-РЗ)
Состав материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, определяется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области охраны окружающей среды.