В течение более чем десяти последних лет в сфере образования Чукотского автономного округа создана разумно централизованная система реализации государственных гарантий гражданам в сфере общего и дополнительного образования на основе взаимодействия регионального муниципального уровней и уровня образовательной организации в образовательной деятельности и управления ею. В итоге, в настоящее время в автономном округе существует, вне зависимости от различий муниципальных территорий, единый подход к организации и финансированию всех сторон образовательной деятельности. Он регулируется едиными региональными документами. В основе его лежат единые принципы нормирования и финансирования в образовательной отрасли.
Необходимым этапом совершенствования и развития данной деятельности являлся бы переход финансирования деятельности образовательных организаций в части реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного образования в режим программно-целевого регулирования.
С одной стороны, это усилит целевую направленность финансовых ресурсов в образовательной отрасли и гарантии их доведения до конечного потребителя - участников образовательного процесса. С другой, повысит прозрачность результативности деятельности самих образовательных организаций.
В результате реализации долгосрочных региональных целевых программ, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений образования и культуры в 2007 - 2013 годах, имеется положительная динамика улучшения количественных и качественных показателей материально-технической базы учреждений образования Чукотского автономного округа.
В 2007 - 2013 годах для учреждений образования завезено значительное количество необходимого оборудования, в частности, лабораторное оборудование для кабинетов физики и химии, аудиовизуальная техника, кабинеты технологии для мальчиков и девочек, школьные автобусы, учебно-методические комплексы для образовательных учреждений в рамках софинансирования приоритетного национального проекта "Образование". В результате образовательные учреждения Чукотского автономного округа в достаточной мере обеспечены данным оборудованием, что позволяет обеспечить повседневную жизнедеятельность и функционирование, а также выполнить лицензионные требования к организации учебного процесса.
Вместе с тем, учреждения образования, особенно дошкольные и профессиональные, используют устаревшее и изношенное специализированное оборудование, необходимое для обеспечения учебного процесса.
Основной задачей в функционировании отрасли Культуры Чукотского автономного округа является сохранение историко-культурного наследия и обеспечение доступа населения к объектам культурного наследия. Выполнение данной задачи обеспечивает деятельность музеев Чукотского автономного округа.
В работе музеев Чукотского автономного округа отмечается рост основных показателей их деятельности. За период с 2007 года по 2013 год увеличилось число экспонатов основного фонда с 63 до 70 тыс. единиц, количество выставок со 111 до 179 единиц, число слушателей лекций с 3 до 9 тыс. человек.
Все это стало возможно благодаря активному внедрению в музейную деятельность новых форм работы с населением, в том числе проведению экскурсий с использованием видеоматериалов, театрализованных экскурсий, различных конкурсов и викторин, праздников-чествований и так далее.
Однако в развитии музейного дела Чукотского автономного округа существуют проблемы - это пополнение, учет и обеспечение сохранности фондов, работа по привлечению посетителей, организация работ по реставрации музейных предметов, современное материально-техническое оснащение.
В первую очередь, необходимо обеспечить регулярное приобретение музеями высокохудожественных произведений местных авторов во избежание их перекупки в частные коллекции, утраты, вывоза за пределы округа и страны, что позволит способствовать достижению задачи по сохранению историко-культурного наследия региона, а также обновление материально-технического оснащения музеев для привлечения технически продвинутых детей и молодежи.
Пополнение музейных коллекций Чукотского автономного округа будет способствовать расширению межрегиональных и международных связей, укреплению имиджа округа.
Размещение информации в сети Интернет, получение информации из сети Интернет является неотъемлемой частью жизни современного человека. Разработка, внедрение и сопровождение информационных ресурсов, обеспечивающих функционирование отраслей образования и культуры Чукотского автономного округа, в том числе поддержка и развитие региональных сайтов по нематериальному культурному наследию коренных малочисленных народов Чукотки, сайтов отраслей образования, культуры, молодежной сферы Чукотского автономного округа, создание электронных баз данных является неотъемлемой частью развития современного общества.
В 2011 - 2013 годах были разработаны и запущены сайты, способствующие информированию мировой общественности о состоянии и развитии отраслей образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа, сформированы электронные базы данных материального и нематериального культурного наследия Чукотского автономного округа, которые требуют совершенствования, обновления и поддержки.
Глобальный процесс информатизации всех сфер жизни общества требует подготовки специалистов, хорошо владеющих средствами новых информационных технологий. Приняты и реализуются Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, приоритетный национальный проект "Образование", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", предполагающие их реализацию на региональном уровне.
В результате реализации долгосрочных региональных целевых программ в предыдущие годы компьютерная техника обновлялась и пополнялась во всех школах, учреждениях профессионального и дополнительного образования за счет средств федерального, окружного и местных бюджетов и внебюджетных источников. Заложены основы информационно-телекоммуникационной образовательной сети Чукотского автономного округа: все общеобразовательные учреждения и учреждения профессионального образования подключены к сети Интернет, создан и функционирует образовательный портал Чукотского автономного округа, все учреждения образования имеют собственные сайты. Однако следует признать, что достигнутый уровень информатизации образования не успевает за темпами и потребностями информатизации общества, остаются нерешенными следующие проблемы:
в результате устаревания и физического износа парк компьютерной техники образовательных учреждений требует постоянного обновления и пополнения;
слабо оснащены компьютерной и периферийной техникой специализированные кабинеты физики, химии, литературы, иностранных языков и др.;
отмечается недостаточный уровень использования информационно-коммуникационных технологий и потенциала сети Интернет в учебно-воспитательном процессе;
автоматизированный сбор и обработка информации, предоставление информационных услуг в электронном виде в системе управления образованием Чукотского автономного округа не охватывают весь спектр информационного обмена отрасли образования;
требуется поддержка и актуализация информационных образовательных ресурсов, сайтов образовательных учреждений.
Решение этих проблем может быть ускорено при подключении программных методов решения.
Решение данных задач требует целевого финансирования, что обуславливает необходимость разработки и осуществления данной Подпрограммы.
В связи с необходимостью удовлетворения потребности в обеспечении доступности получения дошкольного образования независимо от места жительства, создания в дошкольных образовательных организациях условий для проведения образовательного процесса, соответствующего современным требованиям, необходимо продолжить работу по реализации комплекса мероприятий по ремонту зданий и переоснащению материально-технической базы, в том числе с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Несмотря на то, что большинство общеобразовательных организаций Чукотского автономного округа капитально отремонтированы или заново отстроены, 57 процентов из них составляют малокомплектные сельские школы, проекты которых не предусматривали строительство спортивных площадок, а иногда и спортивных залов. С целью создания благоприятных условий для занятий спортом, увеличения доли обучающихся, которым предоставлены основные виды современных условий обучения, увеличения количества учащихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время (по каждому уровню общего образования), за исключением дошкольного образования, развития школьных спортивных клубов в организациях и в дополнение к существующим необходимо осуществить строительство открытых плоскостных спортивных сооружений на территории организаций, а также ремонт имеющихся спортивных залов и перепрофилирование помещений под спортивные залы для занятий физической культурой и спортом.
Несмотря на высокую долю образовательных организаций Чукотского автономного округа, здания которых были построены заново, реконструированы или капитально отремонтированы, остается определенное количество образовательных организаций, требующих проведение ремонтно-строительных работ. Также, учитывая, что здания образовательных организаций Чукотского автономного округа эксплуатируются в жестких климатических условиях, остается актуальным проведение плановых ремонтных работ. Однако средств муниципальных бюджетов недостаточно, поэтому оптимальным решением имеющейся проблемы является программный метод.