Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В 2014 - 2018 ГОДАХ" (с изменениями на: 09.12.2015)

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


Реализация нормативных правовых актов по совершенствованию системы образования, культуры и молодежной политики, наряду с систематической и целенаправленной деятельностью по модернизации отраслей образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа, осуществляемой, в том числе, программно-целевым методом с 2002 по 2014 год включительно, позволили достигнуть следующих показателей состояния отраслей Чукотского автономного округа.

В сфере дошкольного образования практически полностью ликвидирована очередность детей в дошкольные учреждения, и восстановлена инфраструктура учреждений дошкольного образования. Осуществляется планомерный процесс изменения содержания предоставления образовательных услуг дошкольного образования на основе федеральных государственных требований.

Школьная сеть Чукотского автономного округа представлена 42 общеобразовательными учреждениями. В настоящее время свыше 85 процентов образовательных учреждений расположены в зданиях, соответствующих современным требованиям к образовательному учреждению, свыше 80 процентов школьников обучаются в современных условиях. Однако ряд зданий образовательных учреждений, которые ранее не попали в перечень первоочередных объектов строительства, находятся в состоянии, практически определяемом как "ветхое", а ряд зданий с учетом времени эксплуатации требуют либо проведения полной реконструкции, либо проведения капитального ремонта. При этом необходимо учитывать постоянно сохраняющий свое воздействие временной фактор эксплуатации в жестких климатических условиях зданий постройки 80 - 90 годов прошлого века, для которых с целью превентивного обеспечения недостижения аварийного состояния и гарантированной безопасной эксплуатации необходимо проводить плановые капитальные ремонтные работы. Одновременно учитывая, что технологии, применяемые ранее строившими на территории округа компаниями, не всегда учитывали местные условия, что в настоящее время активно проявляется и как результат - требует модернизации отдельных элементов зданий, как правило, это касается инженерных сетей зданий, в отдельных случаях установленного технологического оборудования систем отопления и вентиляции, оконных рам, фасадных покрытий.

Во всех образовательных учреждениях общего и профессионального образования осуществлена замена технологического оборудования для организации горячего питания. Охват бесплатным горячим питанием в школах Чукотского автономного округа составляет 100 процентов от общего числа школьников.

Все общеобразовательные учреждения располагают полностью оборудованными медицинскими кабинетами, в которых квалифицированными работниками учреждений здравоохранения осуществляется лицензированная медицинская деятельность, включая стоматологическое обслуживание детей.

С 2008 года осуществлены переход на отраслевую систему оплаты труда работников системы образования, во всех образовательных учреждениях введен принцип нормативного подушевого финансирования и систематическое ежегодное повышение заработной платы работников образования.

С 2003 года реализуется программа по привлечению в общеобразовательные учреждения Чукотского автономного округа квалифицированных учителей из центральных районов Российской Федерации, включая и поддержку молодых учителей, впервые приступивших к работе в общеобразовательных учреждениях Чукотского автономного округа. В настоящее время общеобразовательные учреждения Чукотского автономного округа практически полностью обеспечены квалифицированными кадрами, средний возраст педагога в системе образования Чукотки снижен с 53 до 42 лет. Доля незанятых вакансий педагогических работников школ округа составляет менее одной учительской ставки в расчете на одно общеобразовательное учреждение.

Все общеобразовательные учреждения Чукотского автономного округа имеют доступ к широкополосному Интернету со скоростью не менее 128 кбит/сек.

В необходимом объеме общеобразовательные учреждения обеспечены учебниками, оборудованием, предметными кабинетами и компьютерной техникой на уровне не ниже среднероссийских показателей. Все основные и средние школы Чукотки обеспечены современными компьютерными классами, кабинетами трудового и технологического обучения, кабинетами физики и химии, а также обоснованным количеством автоматизированных рабочих мест для учителей и интерактивных комплексов обучения.

Отработан механизм деятельности в населенных пунктах (в первую очередь сельских) общеобразовательного учреждения "Центр образования", представляющий единый современный комплекс, предоставляющий услуги дошкольного, общего и дополнительного образования с опцией использования в качестве селообразующего учреждения.

Осуществлена масштабная оптимизация сети образовательных учреждений со 137 в 2001 году до 78 в 2014 году. Все общеобразовательные учреждения, связанные с соседним более крупным населенным пунктом постоянно действующей дорогой, обеспечены автотранспортом для перевозки детей.

Управление системой образования Чукотского автономного округа осуществляется посредством деятельности Чукотского (надмуниципального) образовательного округа. Это позволило унифицировать принципы деятельности и финансирования образовательных учреждений вне зависимости от формы собственности и места расположения образовательного учреждения.

В Чукотском автономном округе обеспечивается грантовая поддержка образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность, лидеров в образовании, проектов молодежных общественных объединений.

С 2007 года реализуется система государственной итоговой аттестации выпускников основной и старшей ступеней всех общеобразовательных учреждений в не зависимой от образовательных учреждений форме. Осуществляются мониторинги готовности первоклассников к обучению в школе, освоения пятиклассниками программы начальной школы и обученности детей в отдельных классах по отдельным предметам.

Установилась позитивная динамика показателей выпускников школ Чукотского автономного округа по результатам единого государственного экзамена. Также закрепилась положительная динамика показателя успешности прохождения выпускниками 9-х классов процедуры государственной итоговой аттестации в форме основного регионального экзамена.

В течение нескольких лет в устойчивом диапазоне 81 - 85 процентов находится показатель доли выпускников общеобразовательных учреждений, продолживших обучение в учреждениях профессионального образования.

Осуществляется полномасштабный переход на обучение в начальных классах всех школ округа в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Ведется внедрение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в опережающем режиме в ряде общеобразовательных организаций округа. Реализуются мероприятия по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Система профессионального образования Чукотского автономного округа представлена 4 учреждениями среднего профессионального образования.

С учетом численности населения Чукотского автономного округа (50 тыс. чел.) сеть образовательных учреждений профессионального образования является оптимальной для подготовки специалистов рабочих массовых профессий и специалистов среднего профессионального звена, также выполнения учреждениями профессионального образования округа конституционных прав граждан на получение профессионального образования.

Для решения проблем в подготовке специалистов, в которых остро нуждаются конкретные предприятия и организации Чукотского автономного округа, учреждения профессионального образования совместно с данными организациями осуществляют учебный процесс, используя их материально-техническую базу, а также инженерный и технический персонал предприятий.

Мониторинг по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования показал, что по завершении учебы трудоустраиваются в экономике и социальной сфере округа в среднем 45 - 63 процентов выпускников учреждений профессионального образования.

Основной проблемой в области профессионального образования является несоответствие имеющейся материальной и кадровой базы современным требованиям образовательных стандартов.

В результате в Чукотском автономном округе достаточно успешно функционируют единые управленческие, организационные, финансовые, кадровые и иные механизмы деятельности, обеспечивающие единство образовательного пространства и непосредственную взаимосвязь учреждений общего образования с деятельностью образовательных учреждений иных типов и видов.

Однако требования к условиям и результатам образовательного процесса в настоящее время ежегодно существенно изменяются. Обновление содержания и механизмов реализации образовательных услуг, необходимость поддержания достигнутого уровня обеспечения образовательного процесса не позволяют перевести вопросы обеспечения образовательной отрасли в "спящий" режим. Отсутствие гарантированного доступа к современному российскому и мировому информационному пространству, инфраструктурная оторванность Чукотского автономного округа во многом в состоянии свести на нет усилия по формированию современного облика образовательной отрасли Чукотского автономного округа. В условиях острого дефицита бюджетов всех уровней эта проблема еще более обостряется.

Необходимо грамотное целевое распределение средств для наращивания усилий на направлениях, способных дать мультипликативный эффект для всей отрасли. Это потребует в различных масштабах и объемах продолжения поэтапного улучшения условий предоставления образовательных услуг населению в сфере общего образования, системное формирование в интересах участников образовательного процесса современных механизмов взаимодействия в ходе освоения программ общего образования, повышение социального и экономического статуса учителя.

Одним из механизмов достижения заявленных целей будет являться механизм реализации программно-целевым образом в рамках Государственной программы предоставления субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, определяемыми нормативными правовыми актами Чукотского автономного округа.

Отрасль "Культура" в Чукотском автономном округе представлена 25 учреждениями культуры, из них: 21 муниципальное учреждение культуры, 2 государственных бюджетных учреждения, 2 государственных автономных учреждения. В число 21 муниципального учреждения культуры входят: 8 учреждений культурно-досугового типа (с учетом отделов и филиалов - 45, из них в сельской местности 37), 8 библиотек (с учетом отделов и филиалов - 45, из них в сельской местности 37), 5 музеев (с учетом филиалов - 6, из них в сельской местности 1).

Стратегическая цель отрасли "Культура" в Чукотском автономном округе - создание условий для сохранения единого культурного пространства Российской Федерации.