(с изменениями на 9 июля 2021 года)
(в ред. распоряжений правительства Еврейской автономной области от 11.04.2017 N 89-рп, от 24.04.2018 N 131-рп, от 09.07.2021 N 230-рп)
В соответствии с вступлением в силу с 1 января 2016 года Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов":
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Еврейской автономной области.
2. Органам исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством Еврейской автономной области, ежегодно в срок до 20 января года следующего за отчетным представлять в департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области информацию об исполнении Плана мероприятий ("дорожной карты"), утвержденного в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения.
(п. 2 введен распоряжением правительства Еврейской автономной области от 11.04.2017 N 89-рп; в ред. распоряжения правительства Еврейской автономной области от 09.07.2021 N 230-рп)
3. Утратил силу с 9 июля 2021 года. - Распоряжение правительства Еврейской автономной области от 09.07.2021 N 230-рп.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
А.Б.ЛЕВИНТАЛЬ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. распоряжений правительства Еврейской автономной области от 11.04.2017 N 89-рп, от 24.04.2018 N 131-рп, от 09.07.2021 N 230-рп)
1. План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Еврейской автономной области (далее - "дорожная карта") реализуется с целью повышения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых областными государственными учреждениями и государственными предприятиями Еврейской автономной области (далее - область).
Для достижения поставленной цели необходимо провести комплекс мероприятий по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры.
"Дорожная карта" предусматривает следующие мероприятия:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры (транспортных средств, связи и информатизации), включая оборудование объектов необходимыми приспособлениями и оборудованием;
- мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам медицинских услуг с учетом имеющихся у них нарушений функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами;
- мероприятия по инструктированию или обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов, услуг и оказанием помощи в их использовании или получении (доступе к ним).
2. Обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых областными государственными учреждениями и государственными предприятиями области.
Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения области (МГН) является одной из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и интересы десятков тысяч человек, проживающих на территории области. Необходимость решения существующих в данной сфере проблем вытекает из ратифицированной Конвенции о правах инвалидов, государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" и требований законодательства Российской Федерации.
Проведенный комитетом социальной защиты населения правительства области по данным отделения Пенсионного Фонда России по Еврейской автономной области и федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы в ЕАО" анализ статистических данных показывает, что с 2011 года динамика численности инвалидов постоянно меняется.
По состоянию на 1 января 2014 года количество инвалидов составило 16037 человек, что составляет 9,4 процента от общей численности населения в области, на 1 января 2015 года - 16037 человек, что составляет 9,5 процента от общей численности населения области, по состоянию на 1 января 2016 года - 13855 человек, что составляет 9,0 процента от общей численности населения в области.
Отсутствие должного внимания к созданию доступной среды является общенациональной проблемой, имеющей серьезные социально-экономические последствия:
- препятствует трудовой и социальной активности инвалидов и негативно отражается на их образовательном, культурном уровне и качестве их жизни;
- усиливает социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, выступающую в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющую возрастание спроса на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- порождает равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальную разобщенность общества.
Несмотря на предпринимаемые меры в рамках реализации государственных программ области, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения, информации и связи и приведение среды жизнедеятельности в соответствие с основными положениями Конвенции о правах инвалидов.
Основными проблемами в области социальной защиты инвалидов на территории региона остаются:
1) недоступность объектов высокой социальной значимости.
Проведенный по собственной методике в 2012 году комитетом социальной защиты населения правительства области совместно с представителями регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов в ЕАО" мониторинг доступности объектов социальной инфраструктуры, территорий высокой социальной активности, расположенных на территории области, в рамках реализации Поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина (по итогам встречи с представителями общественных организаций и обществ инвалидов Российской Федерации) показал, что администрациями муниципальных районов разработаны и реализуются мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа МГН к объектам социальной инфраструктуры и территориям высокой социальной активности. Однако в настоящее время проблемным остается вопрос обеспечения доступности в административные здания и служебные помещения для МГН.
Из 100 обследованных объектов социальной инфраструктуры только 9 процентов имеют пандусы снаружи помещений, 5 процентов - пандусы внутри помещений, 2 процента оборудовано лифтом. В тех учреждениях, которые оборудованы для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, доступны только первые этажи. Ни одно учреждение не оборудовано световым и звуковым оборудованием для доступности объектов для инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, а также нет доступа в санитарно-гигиенические заведения.
Для комплексного решения вышеуказанных проблем "дорожная карта" предусматривает реализацию мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы здравоохранения, социальной защиты, образования, физической культуры и спорта, культуры, транспорта, информации и связи, жилищного фонда, потребительского рынка, сферы услуг. Также под приоритетными объектами следует понимать здания и учреждения высокой социальной значимости, куда граждане с инвалидностью и другие МГН обращаются за получением необходимых государственных и муниципальных услуг.
В рамках "дорожной карты" планируется к 2035 году увеличить количество областных учреждений, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов.
Организация предоставления медицинских, социальных услуг населению преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в стационарные учреждения.
Необходимым условием реализации указанного направления является создание в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию инвалидов с обществом.
В частности, перед комитетом социальной защиты населения правительства области, департаментом социальной защиты населения правительства области поставлена задача обеспечить полную доступность для инвалидов объектов социальной службы области к 2025 году:
(в ред. распоряжения правительства Еврейской автономной области от 09.07.2021 N 230-рп)
- 2017 год - 52,9 процента;
- 2020 год - 70,5 процента;
- 2024 год - 94,1 процента;
- 2025 год - 100 процентов.
Перед управлением здравоохранения правительства области, департаментом здравоохранения правительства области поставлена задача обеспечить полную доступность для инвалидов объектов здравоохранения области к 2025 году:
(в ред. распоряжения правительства Еврейской автономной области от 09.07.2021 N 230-рп)
- 2020 год - 17,7 процента;
- 2024 год - 85,6 процента;
- 2025 год - 100 процентов.
Перед управлением трудовой занятости населения правительства области, департаментом по труду и занятости населения правительства области поставлена задача обеспечить полную доступность для инвалидов объектов занятости населения области к 2035 году:
(в ред. распоряжения правительства Еврейской автономной области от 09.07.2021 N 230-рп)
- 2019 год - 100 процентов;
- 2025 год - 33,3 процента;
- 2030 год - 66,7 процента;
- 2035 год - 100 процентов.
При формировании перечня приоритетных объектов и услуг привлекаются представители общественных организаций инвалидов.