ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2015 года N 526
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ (2014 - 2016 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 13.11.2013 N 622
Правительство Республики Хакасия постановляет:
Внести в государственную программу Республики Хакасия "Региональная политика Республики Хакасия (2014 - 2016 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 622 ("Вестник Хакасии", 2013, N 83; 2014, N 11, N 26, N 40, N 57, N 62, N 63, N 68; 2015, N 2, N 17, N 22; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2015, N 1900201504070002; 13.05.2015, N 1900201505130001; 31.08.2015, N 1900201508310002), следующие изменения:
1) в программе:
в позиции "Объем бюджетных ассигнований" паспорта цифры "387697,0", "370468,0", "17229,0", "124096,0", "62651,0", "46151,0", "16500,0" и "17924,0" заменить соответственно цифрами "375563,7", "358148,0", "17415,7", "111962,7", "50517,7", "33831,0", "16686,7" и "5790,7";
в таблице 1 раздела 4:
строку 1.1 изложить в следующей редакции:
"
1.1 | Совершенствование механизмов управления региональным развитием в Республике Хакасия | 36027,0 | 5790,7 | 8700,0 | Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия |
Субсидии муниципальным образованиям | 11500,0 | - | 1000,0 | ||
Иные межбюджетные трансферты муниципальным образованиям | 14340,0 | 2300,0 | 7200,0 |
";
строку 7 изложить в следующей редакции:
"
7 | Всего по государственной программе | 147258,0 | 111962,7 | 116343,0 | |
Субсидии муниципальным образованиям | 11500,0 | - | 1000,0 | ||
Иные межбюджетные трансферты муниципальным образованиям | 14340,0 | 2300,0 | 7200,0 |
";
в разделе 5:
цифры "387697,0", "370468,0", "17229,0", "124096,0", "123367,0", "729,0", "38487,0" и "15227,0" заменить соответственно цифрами "375563,7", "358148,0", "17415,7", "111962,7", "111047,0", "915,7", "26187,0" и "2927,0";
в таблице 2:
строку "Министерство финансов Республики Хакасия" изложить в следующей редакции:
"
Министерство финансов Республики Хакасия | 15444,7 | 950,0 | 14308,0 | - | 186,7 | - |
";
строку "Аппарат Правительства Республики Хакасия" изложить в следующей редакции:
"
Аппарат Правительства Республики Хакасия | 3914,0 | 1800,0 | 134,0,0 | 980,0 | - | 1000,0 |
";
2) в подпрограмме "Совершенствование механизмов управления региональным развитием в Республике Хакасия":
в паспорте:
в позиции "Целевые показатели" цифры "79,3" и "80,4" заменить цифрами "81,6";
в позиции "Объем бюджетных ассигнований" цифры "62651,0", "46151,0", "16500,0" и "17924,0" заменить соответственно цифрами "50517,7", "33831,0", "16686,7" и "5790,7";
раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, анализ основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Региональное и социально-экономическое развитие Республики Хакасия - это комплексная система планирования и управления процессами развития региона. Комплексность достигается оптимальным проведением согласованной политики органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в Республике Хакасия.
Деятельность Правительства Республики Хакасия и органов местного самоуправления в Республике Хакасия направлена на сокращение диспропорций и сближение муниципальных образований республики по уровню экономического и социального развития за счет расширения их экономического потенциала, использования конкурентных преимуществ и возможностей межмуниципального сотрудничества на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В условиях постсоветского развития субъектов Российской Федерации, характерным наследием которого является наличие монопрофильных населенных пунктов, образованных на основе принципов развития территориально-производственных комплексов.
Последний финансово-экономический кризис выявил проблему высокой зависимости социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований (населенных пунктов в составе муниципального образования) от деятельности одного или нескольких взаимосвязанных единым производственным процессом предприятий.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 N 709 "О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения" утверждены основные критерии отнесения муниципальных образований к монопрофильным (моногородам).
Муниципальное образование Российской Федерации признается монопрофильным (моногородом) в одном из следующих случаев:
а) муниципальное образование соответствует одновременно следующим критериям:
муниципальное образование имеет статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации;
численность постоянного населения муниципального образования превышает 3 тыс. человек;
численность работников одной из организаций (одного из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций), осуществляющих на территории муниципального образования один и тот же вид основной экономической деятельности или деятельность которых осуществляется в рамках единого производственно-технологического процесса) достигала в период 5 лет, предшествующих дате утверждения перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), предусмотренного пунктом 1 Критериев отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 N 709, 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
осуществление одной из указанных организаций (одним из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций) деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа), и (или) производству, и (или) переработке промышленной продукции;
б) муниципальное образование включено по состоянию на 1 января 2014 года в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) и относится к категориям 1 или 2 монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения.
В перечень моногородов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 N 1398-р, от Республики Хакасия включены шесть монопрофильных муниципальных образований: город Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногорск, рабочий поселок Вершина Тёи, село Туим.
Совокупная доля промышленного производства монопрофильных муниципальных образований составляет 77% от промышленного производства Республики Хакасия, доля от общей численности населения Республики Хакасия - 32,4%, доля от общего объема инвестиций в основной капитал республики - 23%. Всего на градообразующих предприятиях занято 10,7 тыс. человек, что составляет около 4% от экономически активного населения республики.
Доля численности работников одной из организаций (одного из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций, осуществляющих на территории муниципального образования один и тот же вид основной экономической деятельности или деятельность которых осуществляется в рамках единого производственно-технологического процесса, указана в таблице 1 по состоянию на 01 июня 2015 года. Удельный вес основных экономических показателей монопрофильных муниципальных образований от показателей Республики Хакасия указан в таблице 2.
Таблица 1
Муниципальное образование | Численность населения, | Доля, |
Город Абаза | 16 | 25 |
Город Саяногорск | 62 | 19,8 |
Город Сорск | 11,5 | 61 |
Город Черногорск | 76,2 | 21 |
Вершино-Тёйский поссовет | 4,4 | 42,3 |
Туимский сельсовет | 3,4 | 0 |
Таблица 2
Наименование показателя | Единица измерения | 2014 год |
Численность постоянного населения на конец года в муниципальном образовании | тыс. человек | 173,5 |
Доля от общей численности населения Республики Хакасия | процентов | 34,3 |
Отгружено товаров собственного производства собственными силами (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) по крупным и средним организациям | млн рублей | 100752 |
Доля от отгруженных товаров собственного производства собственными силами (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) по крупным и средним организациям Республики Хакасия | процентов | 77 |
Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) | млн рублей | 6745 |
Доля от объема инвестиций в основной капитал Республики Хакасия | процентов | 23 |
Специализация моногородов определена действующими на территории градообразующими предприятиями, осуществляющими деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, где хозяйственную деятельность ведут крупнейшие региональные предприятия - экспортеры каменного угля, сырья для металлургической промышленности и цветных металлов, в том числе рабочий поселок Вершина Тёи и г. Абаза - производство железорудного концентрата (Абаканский и Тейский Рудники ООО "Руда Хакасии"), г. Сорск - добыча медно-молибденовых руд и производство ферромолибдена (ООО "Сорский ГОК", ООО "Сорский ФМЗ"), г. Саяногорск - производство алюминиевых сплавов и фольги (ОАО "РУСАЛ Саяногорск", ОАО "РУСАЛ САЯНАЛ"), г. Черногорск - добыча угля и производство угольного концентрата (ООО "СУЭК Хакасия").
Основы по формированию правового поля, направленного на снижение монопрофильности муниципальных образований республики, заложены в период 2009 - 2015 годов, но проблема зависимости социально-экономического развития муниципальных образований от деятельности одного предприятия не решена.
Промежуточными результатами предшествующей работы являются разработка и утверждение комплексных инвестиционных планов модернизации экономики монопрофильных муниципальных образований, основной целью которых служит выявление и анализ проблем развития территории с учетом имеющегося потенциала, выработка предложений с разработкой моделей модернизации моногорода, создания в монопрофильных населенных пунктах территорий опережающего развития, а также разработка информационных мероприятий, необходимых для реализации инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики, с привлечением средств из федерального бюджета.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам поддержки монопрофильных населенных пунктов от 15.10.2013 N Пр-2418 в целях обеспечения сбалансированного развития монопрофильных муниципальных образований основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определены мониторинг социально-экономического развития и занятости населения монопрофильных населенных пунктов, реализация комплексных инвестиционных планов, обеспечивающих диверсификацию и развитие экономики монопрофильных муниципальных образований, создание новых рабочих мест.
Основными задачами, поставленными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в отношении монопрофильных муниципальных образований, являются снижение степени зависимости их экономики от деятельности градообразующих предприятий посредством создания альтернативных производственных единиц, деятельность которых не связана с деятельностью градообразующих предприятий, и снижение напряженности на рынке труда посредством создания новых рабочих мест.
Направлениями социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований, способствующими созданию механизма изменения ситуации, обеспечивающего возможность саморазвития этих населенных пунктов и их адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства, являются:
развитие новых специализаций на основе создаваемых условий по стимулированию предпринимательства;
обеспечение занятости и самозанятости населения;
обеспечение комфортной среды обитания населения территории путем развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур;