55. Правильно выстроенная на региональном и муниципальном уровнях работа с инвесторами является залогом укрепления имиджа региона как привлекательной территории для ведения бизнеса.
Данная работа должна базироваться на формирующемся у инвестора позитивном опыте работы в регионе. Четкое понимание критериев операционной эффективности отрасли, в которой работает инвестор, является катализатором по определению форм и методов поддержки, представляющих для него особую важность, и создает благоприятный имидж области, что в дальнейшем способствует привлечению других инвесторов.
56. Для создания оптимальных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций Костромская область должна определить для себя следующие пять ключевых критериев операционной эффективности, которые должны быть понятны инвестору при вхождении в регион:
1) качество предоставляемых ресурсов (как материальных, так и трудовых), информации и государственной поддержки;
2) стоимость создания предприятия, включая льготы и стимулы;
3) скорость реагирования на запросы инвесторов и выполнения административных процедур при создании нового предприятия;
4) надежность - достоверность получаемой информации, гарантии исполнения обещаний власти;
5) гибкость - понимание индивидуальных потребностей инвесторов, совместная работа для преодоления возникающих препятствий.
57. В целях совершенствования инвестиционной политики Стратегией предложен ряд мероприятий для решения обозначенных выше проблем. К ним относятся:
1) формирование команды квалифицированных специалистов, ответственных за привлечение инвестиций и взаимодействие с инвесторами.
Привлекательность региона для инвесторов во многом зависит от качества работы как региональных, так и муниципальных органов власти. На прединвестиционной фазе реализации проекта большое значение имеет оперативность, качество и актуальность предоставляемой ответственными специалистами информации о свободных инвестиционных площадках и земельных участках, о наличии природных ресурсов, а также умение выработать совместно с инвестором оптимальный порядок действий при преодолении возникающих проблем при реализации проекта и способность четко следовать данному порядку.
Фактором, способным оказать позитивное влияние на повышение инвестиционной привлекательности региона в целом и муниципальных образований в отдельности, станет внедрение с 2014 года модели компетенции сотрудников, ответственных за привлечение инвестиций и взаимодействие с инвесторами.
В Костромской области на региональном уровне разработана модель компетенции государственных гражданских служащих на основе Базовой модели компетенций сотрудников, ответственных за привлечение инвестиций и взаимодействие с инвесторами (приложение N 2 к Стратегии).
В модели компетенций муниципальных служащих, ответственных за привлечение инвестиций, должны быть отражены требования, определяющие профессионализм и квалификацию работника (знания, навыки, ценности, необходимые служащему для успешного выполнения своей работы);
2) совершенствование мер государственной поддержки инвестиционной деятельности и снижение административных барьеров.
Используемые в настоящее время в Костромской области меры государственной поддержки инвестиционной деятельности безусловно являются важным стимулом для поддержания инвестиционной активности в регионе. Однако в условиях обостряющейся борьбы субъектов Российской Федерации за привлечение зарубежных и внутренних инвестиций необходимой является постоянная системная работа по разработке новых либо внедрению не используемых до настоящего времени форм и механизмов поддержки инвестиционной деятельности.
Вместе с тем уже сегодня может быть использован ряд стимулирующих мер, не требующих финансового обеспечения из областного бюджета. К числу таковых можно отнести:
внесение государственного казенного имущества Костромской области в качестве вкладов в уставные капиталы открытых акционерных обществ, являющихся субъектами инвестиционной деятельности;
введение ускоренного порядка получения результатов экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий для инвесторов, заключивших инвестиционное соглашение или соглашение о намерениях реализовать проект на территории Костромской области;
оказание содействия в упрощении процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций;
организация работы по последовательной оптимизации административных процедур, проводимых региональными и муниципальными органами власти, и сокращению сроков их проведения.
Применительно к оптимизации сроков прохождения и упрощения административных процедур, оказываемых органами местного самоуправления субъектам инвестиционной деятельности, необходим унифицированный подход к определению состава и сроков прохождения процедур в разрезе групп муниципальных образований Костромской области.
Сроки прохождения процедур зависят от различных условий взаимодействия власти и бизнеса (удаленность от областного центра, условия формирования земельных участков, наличие инфраструктуры и т.д.).
Исходя из этого, муниципальные образования рекомендуется объединить в три группы:
Группа 1: городской округ г. Кострома.
Группа 2: городские округа г. Буй, г. Волгореченск, г. Галич, г. Мантурово, г. Шарья, Костромской, Красносельский муниципальные районы.
Группа 3: Антроповский, Буйский, Вохомский, Галичский, Кадыйский, Кологривский, Макарьевский, Мантуровский, Межевской, Нейский, Нерехтский, Октябрьский, Островский, Павинский, Парфеньевский, Поназыревский, Пыщугский, Солигаличский, Судиславский, Сусанинский, Чухломский, Шарьинский муниципальные районы.
В соответствии с административными регламентами предоставления муниципальных услуг установлены следующие административные процедуры, оказываемые субъектам инвестиционной деятельности, сроки прохождения которых будут зависеть от группы, к которой относится муниципальное образование. Рекомендуемые сроки административных процедур, проводимых органами местного самоуправления Костромской области в рамках реализации инвестиционных проектов, приведены в приложении N 3 к настоящей Стратегии.