Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2012 - 2014 ГОДЫ" (с изменениями на: 05.02.2013)

Раздел 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Основным условием стабильного развития сельского хозяйства в Ставропольском крае и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В Ставропольском крае на 01 января 2009 года земли сельскохозяйственного назначения занимают более 87,4 процента площади - 6615,9 тыс. га, в том числе сельскохозяйственные угодья - 5787,5 тыс. га, из них: пашня - 3995,1 тыс. га, залежь - 14,5 тыс. га, земли, занятые многолетними насаждениями, - 44,0 тыс. га, пастбища - 1628,8 тыс. га и сенокосы - 105,1 тыс. га.

В последние годы в Ставропольском крае продолжают действовать следующие негативные процессы:

усиление процессов водной и ветровой эрозии. Так, высокая потенциальная опасность ветровой эрозии проявляется на 58 процентах территории сельскохозяйственных угодий, водной - на 34 процентах. Почвы на 31 проценте территории сельскохозяйственных угодий в той или иной степени разрушены водой и ветром;

интенсивное развитие заболачивания и подтопление земель сельскохозяйственного назначения, зарастание их древесно-кустарниковыми растениями, ухудшение естественных лугов и пастбищ. В Ставропольском крае процессам переувлажнения и заболачивания подвержено около 270 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В настоящее время эти явления прогрессируют. Динамика увеличения площадей подтопленных и переувлажненных земель свидетельствует о значительной деградации плодородных сельскохозяйственных угодий. Кроме того, каменистых почв в Ставропольском крае - 190 тыс. га, в том числе в составе пашни - 70 тыс. га. Площадь засоленных земель, используемых в сельскохозяйственных угодьях, на 01 января 2009 года составила 1333 тыс. га, в том числе в пашне - 607 тыс. га;

наличие большого количества площадей солонцов и солонцеватых почв, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство. В сельскохозяйственных угодьях находятся 1438 тыс. га, или 25 процентов солонцов и солонцеватых почв, в том числе в составе пашни - 756 тыс. га. Площадь средне- и сильносбитых сенокосов и пастбищ составляет соответственно 404 и 355 тыс. га;

устойчивое сокращение гумуса в почве. По данным агрохимического обследования, проведенного ФГУ "Государственный центр агрохимической службы "Ставропольский", на 01 января 2009 года на 90 процентах площади пашни почвы характеризуются низким содержанием гумуса, на 32 процентах - низким количеством фосфора и практически на всей территории пашни Ставропольского края (96 - 99 процентов) испытывают недостаток микроэлементов: цинка, меди и кобальта. Баланс гумуса и питательных элементов в земледелии отрицательный. Причиной, вызвавшей развитие данного процесса, является интенсификация сельского хозяйства в Ставропольском крае, наличие большого числа собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков, имеющих недостаточно ясное представление о способах сохранения плодородия почв. Положение усугубляется и низкими объемами проводимых сельскохозяйственными товаропроизводителями Ставропольского края (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители) агрохимических и мелиоративных мероприятий. Если процессы потери элементов питания в почвах сельскохозяйственных угодий Ставропольского края будут продолжаться, то через 10 - 15 лет их плодородие окажется на уровне 60-х годов прошлого века и для возврата к уровню 2003 - 2004 годов потребуется около 30 лет. Кроме того, в Ставропольском крае не соблюдается один из основных законов земледелия - закон возврата в почву отчуждаемых с растительной массой элементов питания. Отчуждение из почвы в последние годы превысило внесение; фосфора - на 12 - 15 кг/га, калия - на 30 - 40 кг/га; дефицит гумуса достиг 400 - 700 кг/га. При этом ограниченные финансовые возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяют использовать минеральные, органические удобрения и мелиоранты в научно обоснованных объемах;

часть защитных лесных насаждений в Ставропольском крае имеют неудовлетворительное состояние и не выполняют в должной мере свои защитные функции. По данным государственного земельного кадастра на 01 января 2010 года, общая площадь защитных лесных насаждений в Ставропольском крае составляла 129,1 тыс. га, а их протяженность около 65 тыс. километров. Облесенность сельскохозяйственных угодий в Ставропольском крае сейчас составляет всего 2 процента, вместо 4 - 6 процентов по научно обоснованным нормам. В период с 1975 по 1990 годы в Ставропольском крае ежегодно создавалось по 3,3 тыс. га защитных лесных насаждений, а в период с 2005 по 2008 годы создано всего лишь 1,4 тыс. га. Для обеспечения защиты почв от эрозионных процессов в дефляционно-опасных районах Ставропольского края, сохранения и повышения урожайности сельскохозяйственных культур необходимо ежегодно создавать не менее 1000 га защитных лесных насаждений, на такой же площади проводить рубки ухода, другие уходные работы и для этих мероприятий изготавливать проектно-сметную документацию;

объем информации, необходимый для разработки мероприятий по повышению качества сельскохозяйственных угодий, является недостаточным. Для получения оперативной и объективной информации о процессах, происходящих на землях сельскохозяйственного назначения (выпадение осадков, состояние посевов и паров, возгорание посевов, структура посевных площадей и другое), необходимо дистанционное зондирование земель с использованием современных аэрокосмических инновационных технологий, проведение которого затруднено в связи с высокой стоимостью.

Указанные негативные процессы приводят к резкому сокращению в Ставропольском крае площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия.

Анализ динамики изменения качественных показателей земель сельскохозяйственного назначения дает основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и ухудшения общей экологической обстановки в сельском хозяйстве в Ставропольском крае сохраняется и, при отсутствии программно-целевого метода, может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере агропромышленного комплекса Ставропольского края.

Сохранение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения и его рациональное использование при хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет огромное значение и его состояние напрямую связано с продовольственной безопасностью как Ставропольского края, так и Российской Федерации.

В целях сохранения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и предотвращения дальнейшего развития указанных негативных процессов необходимо проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий. Это возможно только на основе программно-целевого метода решения проблемы.

Принятие Программы позволит продолжить начатые в 2002 году систематические комплексные наблюдения за состоянием земельных ресурсов, осуществить комплекс мероприятий для приостановления процессов снижения плодородия и деградации почв земель сельскохозяйственного назначения, а также обеспечит совершенствование и более широкое практическое применение дистанционного зондирования земель в Ставропольском крае.

Задачи, решение которых планируется в процессе реализации Программы, соответствуют приоритетным направлениям социально-экономического развития Ставропольского края, определенным Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 15 июля 2009 года N 221-рп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года".

Риски, связанные с реализацией мероприятий Программы, могут наступить при недостаточном финансовом обеспечении Программы из бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет), что может привести к проведению намеченных мероприятий Программы в неполном объеме.

Минимизация вышеуказанных рисков обеспечивается:

определением приоритетов для первоочередного финансирования мероприятий Программы;

перераспределением объемов финансирования мероприятий Программы в зависимости от динамики и темпов решения ее задач.