ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 года N 201-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.10.2013 N 393-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
В соответствии с частью 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 29.05.2014 N 201-п
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 15.10.2013 N 393-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Паспорт государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области"
Наименование Программы | Государственная программа Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" (далее - Программа) |
Срок реализации Программы | 2014 - 2017 годы |
Администратор Программы | Департамент социальной защиты населения Ивановской области |
Исполнители Программы | Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент образования Ивановской области, Департамент здравоохранения Ивановской области, Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, Департамент спорта и туризма Ивановской области, Департамент внутренней политики Ивановской области, комитет Ивановской области по транспорту, управление по информатизации Ивановской области, управление молодежной политики Ивановской области |
Перечень подпрограмм | Аналитические подпрограммы: 1. "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, в стационарных и полустационарных условиях". 2. "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому". 3. "Содержание, воспитание и общее образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и временное (до одного года) содержание, воспитание и общее образование детей одиноких матерей (отцов), а также детей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, в условиях круглосуточного стационара". 4. "Временное содержание и социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации". 5. "Социальная поддержка семей с детьми". 6. "Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий в стационарных и полустационарных условиях". 7. "Социальная поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг". 8. "Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан". 9. "Социальная поддержка ветеранов труда и приравненных к ним граждан, ветеранов труда Ивановской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". 10. "Обеспечение льготного транспортного обслуживания". 11. "Выплаты ежемесячного пенсионного обеспечения, ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан". 12. "Предоставление пособий и компенсаций, связанных с материнством и детством". 13. "Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 14. "Организация отдыха и оздоровления детей". 15. "Обеспечение функционирования территориальных органов Департамента социальной защиты населения Ивановской области". Специальные подпрограммы: 1. "Профилактика социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 2. "Профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей". 3. "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области". 4. "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста" |
Цель (цели) Программы | Обеспечение предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, обеспечение социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми |
Объемы ресурсного обеспечения Программы по годам ее реализации в разрезе источников финансирования | Общий объем ресурсного обеспечения Программы: 2014 год - 7104402,7 тыс. руб., 2015 год - 7315682,7 тыс. руб., 2016 год - 7597193,8 тыс. руб., 2017 год - 28685,6 тыс. руб. Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 6788731,6 тыс. руб., 2015 год - 6984024,9 тыс. руб., 2016 год - 7265963,2 тыс. руб., 2017 год - 28685,6 тыс. руб., в том числе: - федеральный бюджет: 2014 год - 1596802,9 тыс. руб., 2015 год - 1510610,3 тыс. руб., 2016 год - 1543223,8 тыс. руб., 2017 год - 0,0 тыс. руб.; - областной бюджет: 2014 год - 5191928,7 тыс. руб., 2015 год - 5473414,6 тыс. руб., 2016 год - 5722739,4 тыс. руб., 2017 год - 28685,6 тыс. руб. Внебюджетное финансирование: 2014 год - 315671,1 тыс. руб., 2015 год - 331657,8 тыс. руб., 2016 год - 331230,6 тыс. руб., 2017 год - 0,0 тыс. руб., в том числе: - платежи со стороны граждан, находящихся на социальном обслуживании: 2014 год - 309416,7 тыс. руб., 2015 год - 325295,6 тыс. руб., 2016 год - 325295,6 тыс. руб., 2017 год - 0,0 тыс. руб.; - средства от юридических и физических лиц (средства родителей, предприятий, организаций на оплату частичной стоимости путевки в загородный оздоровительный лагерь): 2014 год - 4500,0 тыс. руб., 2015 год - 4500,0 тыс. руб., 2016 год - 4500,0 тыс. руб., 2017 год - 0,0 тыс. руб.; - средства от предпринимательской и иной деятельности: 2014 год - 1754,4 тыс. руб., 2015 год - 1862,2 тыс. руб., 2016 год - 1435,0 тыс. руб., 2017 год - 0,0 тыс. руб. |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
2.1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, предоставляется на базе 35 учреждений, в состав которых входят:
- 9 стационарных учреждений, а также 21 отделение временного проживания с круглосуточным (стационарным) пребыванием, которыми ежегодно обеспечивается социальное обслуживание около 4,7 тысячи граждан, из них: более 2,3 тысячи граждан - в психоневрологических интернатах; около 2,3 тысячи пожилых граждан и инвалидов - в домах-интернатах и иных стационарных (временного проживания) отделениях; около 120 детей, страдающих хроническими заболеваниями, - в доме-интернате для детей-инвалидов;
- 1 отделение дневного (полустационарного) пребывания, услугами которого ежегодно пользуются около 300 граждан;
- 127,75 отделения социального и социально-медицинского обслуживания на дому, в которых получают услуги около 8,8 тысячи пенсионеров и инвалидов.
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социального обслуживания населения Ивановской области
N | Наименование показателя | Ед. изм. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г., оценка |
1. | Среднегодовое число граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, получающих социальное обслуживание в стационарных и полустационарных условиях, в том числе: | человек | 8784 | 8835 | 7951 | 5029 |
1.1 | Среднегодовое число граждан, проживающих в психоневрологических интернатах | человек | 2348 | 2325 | 2312 | 2350 |
1.2 | Среднегодовое число детей, страдающих хроническими заболеваниями, проживающих в домах-интернатах для детей-инвалидов | человек | 145 | 126 | 116 | 123 |
1.3 | Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов | человек | 1281 | 1253 | 1210 | 1151 |
1.4 | Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в отделениях временного проживания учреждений социального обслуживания | человек | 1076 | 1221 | 1277 | 1135 |
1.5 | Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших социальное обслуживание в полустационарных условиях (дневных отделениях) | человек | 3934 | 3910 | 3036 | 270 |
2. | Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих регулярное социальное обслуживание на дому | человек | 8610 | 8031 | 8112 | 8065 |
3. | Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получавших регулярное социальное обслуживание в отделениях специализированного социально-медицинского обслуживания на дому | человек | - | 710 | 722 | 715 |
В последние годы основные усилия органов государственной власти Ивановской области были направлены на повышение доступности и качества социального обслуживания.
В 2012 - 2013 годах в целях повышения социально-экономической эффективности социального обслуживания проведена значительная работа по оптимизации действующей системы учреждений, а также их частичной реструктуризации, в результате чего:
- в декабре 2012 года прекращена деятельность 13 из 14 отделений дневного пребывания, с 01.02.2013 закрыты 3 отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- в 2013 году проведена оптимизация структурных подразделений в 3 психоневрологических интернатах, где одновременно с увеличением числа мужских мест (ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения", ОБСУСО "Ивановский психоневрологический интернат") открыто дополнительное отделение для мужчин на 30 коек в ОБСУСО "Плесский психоневрологический интернат";
- в 2013 году в ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения" открыто отделение для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 23 лет.
К настоящему моменту практически полностью ликвидирована очередность на получение социального обслуживания в стационарных и полустационарных условиях. Исключением является дефицит мест для мужчин, страдающих психическими заболеваниями, и граждан пожилого возраста и инвалидов из числа освобождаемых из мест лишения свободы, ранее судимых, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Очередность к 2013 году составила 158 человек, на 01.07.2013 - 121 человек.
Сохраняется неудовлетворенная потребность в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, обусловленная недостаточным количеством действующих отделений социального обслуживания на дому в областных учреждениях социального обслуживания. В очереди на 01.01.2013 состоял 141 человек, в том числе 131 - на социальное обслуживание на дому, 10 - на специализированное социально-медицинское обслуживание на дому.
В целях повышения качества оказания государственных услуг в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, осуществляется расширение видов сопутствующих услуг:
- организованы досуговые объединения;
- в декабре 2012 года в 3 учреждениях начата работа по внедрению инновационной технологии оптимизации питания лиц пожилого возраста и инвалидов с применением легкоусвояемого белка специализированных продуктов питания;
- в 15 учреждениях функционируют школы здоровья, в которых обучены более 2 тысяч человек;
- организована деятельность 18 интернет-клубов, где прошли обучение 490 человек;
- в двух учреждениях созданы школы для родственников по уходу за больными гражданами, навыкам ухода обучены 84 человека. В течение 2013 года в учреждениях социального обслуживания откроются еще 12 школ здоровья и 5 школ для родственников по уходу за пожилыми людьми.
Расширение перечня оказываемых услуг проводится и в отношении социального обслуживания на дому, в первую очередь, за счет платных услуг.
Для улучшения бытовых условий пребывания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, в 2012 году в учреждениях социального обслуживания:
- осуществлен ремонт спальных блоков, обеденного зала, приобретена детская мебель с учетом возрастных требований в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, являющемся структурным подразделением ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения";
- совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации реализована социальная программа Ивановской области "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в 2012 году". В результате реализации данной программы на условиях 50-процентного софинансирования приобретено технологическое оборудование и предметы длительного пользования для 21 учреждения социального обслуживания, а также проведен капитальный ремонт в 5 учреждениях социального обслуживания. Общий объем средств, направленных на указанные мероприятия, составил более 13 миллионов рублей.
Инерционный сценарий развития ситуации предполагает сохранение текущих уровней востребованности социального обслуживания. Вместе с тем, в сфере социального обслуживания населения Ивановской области остаются нерешенными следующие проблемы:
- из-за несоответствия материально-технической базы (недостаток помещений и оборудования на пищеблоках, отсутствие инфекционных изоляторов, медицинских кабинетов и др.) санитарным требованиям 13% (по данным 2012 года) учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, не имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности;
- 16,2% помещений, связанных с пребыванием лиц, находящихся на социальном обслуживании, не соответствует строительным нормам и правилам: площадь спален меньше установленных норм на 20%;
- отмечены трудно устранимые нарушения требований пожарной безопасности: отсутствие технической возможности обеспечения прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны в 34 учреждениях, расположение 12 учреждений (отделений) за пределом радиуса обслуживания пожарного депо, невозможность изменений в ряде учреждений объемно-планировочных решений существующих зданий.
2.2. Обеспечение социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В последние годы наблюдается тенденция сокращения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2012 году их доля сократилась до 2,64%, тогда как в 2011 году этот показатель составлял 2,85%. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, увеличилась до 74,5% (в 2009 году данный показатель составлял 73,5%).
Стабильно сокращается численность детей, выявляемых в качестве оставшихся без попечения родителей. В течение 2012 года территориальными органами Департамента социальной защиты населения Ивановской области выявлены 675 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 13% меньше аналогичного показателя 2011 года (в 2011 году выявлено 777 детей, оставшихся без попечения родителей). Устроен на воспитание в семьи 861 ребенок. Количество детей-сирот, устроенных на воспитание в семьи, на 28% превысило число выявленных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (в 2011 году данный показатель составил 25%).
Содержание, воспитание и общее образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют 8 областных государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 6 областных государственных казенных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в этих учреждениях предоставляется временное (до одного года) содержание, воспитание и общее образование детей одиноких матерей (отцов), а также детей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства. По состоянию на 01.01.2013 в данных учреждениях проживало 584 воспитанника.
Таблица 2. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
N | Наименование показателя | Ед. изм. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г., оценка |
1. | Общее число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | человек | 839 | 777 | 675 | 500 |
2. | Среднегодовое число воспитанников, находящихся на содержании и воспитании в областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | человек | 696 | 668 | 613 | 684 |
3. | Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания | человек | 1078 | 976 | 861 | 750 |
4. | Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на содержание которых при устройстве в семью осуществляются ежемесячные денежные выплаты | человек | 3068 | 3000 | 2916 | 2850 |
5. | Общая численность граждан, являющихся опекунами (попечителями), приемными родителями, проживающих в Ивановской области | человек | 2829 | 2764 | 2685 | 2720 |
В целях увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания, Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, его территориальными органами и подведомственными учреждениями реализуется комплекс дополнительных мер, обеспечивающих психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение замещающих семей. На начало 2013 года психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось в отношении 2502 семей в 10 центрах подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей, созданных на базе детских домов.
В рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" в 2012 году:
- изданы 5 выпусков бюллетеней для кандидатов в замещающие родители и замещающих семей, в которых содержится информация о детях-сиротах, подлежащих устройству на семейные формы воспитания;
- в рамках телепрограммы "Пусть всегда будет мама" на канале ГТРК "Ивтелерадио" вышла 31 передача о 34 детях-сиротах;
- проведены 2 областных мероприятия для воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: фестиваль театров мод "Весенний калейдоскоп" и областная специализированная спартакиада, что способствовало повышению мотивации 163 детей-сирот к дополнительному образованию, развитию творческих способностей, выявлению одаренности.
Для материального стимулирования семей, воспитывающих детей-сирот, производятся выплаты единовременного пособия при всех формах устройства детей на воспитание в семьи и ежемесячного пособия на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и в приемных семьях, с 01.01.2013 его размер составляет 13087,61 рубля. В 2012 году выплаты единовременного пособия произведены на 330 детей.
На региональном уровне принят ряд законодательных актов, направленных на развитие системы поддержки семей, воспитывающих детей-сирот, разработан комплексный план по укреплению института замещающей семьи в Ивановской области. Так, с апреля 2011 года индексируется размер опекунского пособия на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и в приемных семьях, в 2013 году его размер составил 5411 рублей. С начала 2013 года увеличился размер вознаграждения приемному родителю до 5205 рублей.
Для решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот в рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы" в 2012 году выделены более 70 миллионов рублей, за счет которых приобретено 68 жилых помещений. Кроме того, за счет предоставленных муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета в сумме 1,3 миллиона рублей проведен ремонт в 18 жилых помещениях, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Активизация мер, направленных на развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также повышение эффективности работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, позволили полностью удовлетворить потребность в стационарном социальном обслуживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.