ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2014 года N 201-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.10.2013 N 393-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии с частью 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:

Внести в постановление Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).


Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ






Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 29.05.2014 N 201-п

Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 15.10.2013 N 393-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


 1. Паспорт государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области"

Наименование Программы

Государственная программа Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" (далее - Программа)

Срок реализации Программы

2014 - 2017 годы

Администратор Программы

Департамент социальной защиты населения Ивановской области

Исполнители Программы

Департамент социальной защиты населения Ивановской области,

Департамент образования Ивановской области,

Департамент здравоохранения Ивановской области,

Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области,

Департамент спорта и туризма Ивановской области,

Департамент внутренней политики Ивановской области,

комитет Ивановской области по транспорту,

управление по информатизации Ивановской области,

управление молодежной политики Ивановской области

Перечень подпрограмм

Аналитические подпрограммы:

1. "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, в стационарных и полустационарных условиях".

2. "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому".

3. "Содержание, воспитание и общее образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и временное (до одного года) содержание, воспитание и общее образование детей одиноких матерей (отцов), а также детей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, в условиях круглосуточного стационара".

4. "Временное содержание и социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации".

5. "Социальная поддержка семей с детьми".

6. "Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и занятий в стационарных и полустационарных условиях".

7. "Социальная поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".

8. "Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан".

9. "Социальная поддержка ветеранов труда и приравненных к ним граждан, ветеранов труда Ивановской области, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".

10. "Обеспечение льготного транспортного обслуживания".

11. "Выплаты ежемесячного пенсионного обеспечения, ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан".

12. "Предоставление пособий и компенсаций, связанных с материнством и детством".

13. "Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

14. "Организация отдыха и оздоровления детей".

15. "Обеспечение функционирования территориальных органов Департамента социальной защиты населения Ивановской области".

Специальные подпрограммы:

1. "Профилактика социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

2. "Профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей".

3. "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области".

4. "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста"

Цель (цели) Программы

Обеспечение предоставления социальных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, обеспечение социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми

Объемы ресурсного обеспечения Программы по годам ее реализации в разрезе источников финансирования

Общий объем ресурсного обеспечения Программы:

2014 год - 7104402,7 тыс. руб.,

2015 год - 7315682,7 тыс. руб.,

2016 год - 7597193,8 тыс. руб.,

2017 год - 28685,6 тыс. руб.

Общий объем бюджетных ассигнований:

2014 год - 6788731,6 тыс. руб.,

2015 год - 6984024,9 тыс. руб.,

2016 год - 7265963,2 тыс. руб.,

2017 год - 28685,6 тыс. руб., в том числе:

- федеральный бюджет:

2014 год - 1596802,9 тыс. руб.,

2015 год - 1510610,3 тыс. руб.,

2016 год - 1543223,8 тыс. руб.,

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

- областной бюджет:

2014 год - 5191928,7 тыс. руб.,

2015 год - 5473414,6 тыс. руб.,

2016 год - 5722739,4 тыс. руб.,

2017 год - 28685,6 тыс. руб.

Внебюджетное финансирование:

2014 год - 315671,1 тыс. руб.,

2015 год - 331657,8 тыс. руб.,

2016 год - 331230,6 тыс. руб.,

2017 год - 0,0 тыс. руб., в том числе:

- платежи со стороны граждан, находящихся на социальном обслуживании:

2014 год - 309416,7 тыс. руб.,

2015 год - 325295,6 тыс. руб.,

2016 год - 325295,6 тыс. руб.,

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

- средства от юридических и физических лиц (средства родителей, предприятий, организаций на оплату частичной стоимости путевки в загородный оздоровительный лагерь):

2014 год - 4500,0 тыс. руб.,

2015 год - 4500,0 тыс. руб.,

2016 год - 4500,0 тыс. руб.,

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

- средства от предпринимательской и иной деятельности:

2014 год - 1754,4 тыс. руб.,

2015 год - 1862,2 тыс. руб.,

2016 год - 1435,0 тыс. руб.,

2017 год - 0,0 тыс. руб.


 2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы


2.1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний


Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, предоставляется на базе 35 учреждений, в состав которых входят:

- 9 стационарных учреждений, а также 21 отделение временного проживания с круглосуточным (стационарным) пребыванием, которыми ежегодно обеспечивается социальное обслуживание около 4,7 тысячи граждан, из них: более 2,3 тысячи граждан - в психоневрологических интернатах; около 2,3 тысячи пожилых граждан и инвалидов - в домах-интернатах и иных стационарных (временного проживания) отделениях; около 120 детей, страдающих хроническими заболеваниями, - в доме-интернате для детей-инвалидов;

- 1 отделение дневного (полустационарного) пребывания, услугами которого ежегодно пользуются около 300 граждан;

- 127,75 отделения социального и социально-медицинского обслуживания на дому, в которых получают услуги около 8,8 тысячи пенсионеров и инвалидов.

Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социального обслуживания населения Ивановской области

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г., оценка

1.

Среднегодовое число граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, получающих социальное обслуживание в стационарных и полустационарных условиях, в том числе:

человек

8784

8835

7951

5029

1.1

Среднегодовое число граждан, проживающих в психоневрологических интернатах

человек

2348

2325

2312

2350

1.2

Среднегодовое число детей, страдающих хроническими заболеваниями, проживающих в домах-интернатах для детей-инвалидов

человек

145

126

116

123

1.3

Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов

человек

1281

1253

1210

1151

1.4

Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в отделениях временного проживания учреждений социального обслуживания

человек

1076

1221

1277

1135

1.5

Общее число граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших социальное обслуживание в полустационарных условиях (дневных отделениях)

человек

3934

3910

3036

270

2.

Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих регулярное социальное обслуживание на дому

человек

8610

8031

8112

8065

3.

Среднегодовое число граждан пожилого возраста и инвалидов, получавших регулярное социальное обслуживание в отделениях специализированного социально-медицинского обслуживания на дому

человек

-

710

722

715


В последние годы основные усилия органов государственной власти Ивановской области были направлены на повышение доступности и качества социального обслуживания.

В 2012 - 2013 годах в целях повышения социально-экономической эффективности социального обслуживания проведена значительная работа по оптимизации действующей системы учреждений, а также их частичной реструктуризации, в результате чего:

- в декабре 2012 года прекращена деятельность 13 из 14 отделений дневного пребывания, с 01.02.2013 закрыты 3 отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- в 2013 году проведена оптимизация структурных подразделений в 3 психоневрологических интернатах, где одновременно с увеличением числа мужских мест (ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения", ОБСУСО "Ивановский психоневрологический интернат") открыто дополнительное отделение для мужчин на 30 коек в ОБСУСО "Плесский психоневрологический интернат";

- в 2013 году в ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения" открыто отделение для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 23 лет.

К настоящему моменту практически полностью ликвидирована очередность на получение социального обслуживания в стационарных и полустационарных условиях. Исключением является дефицит мест для мужчин, страдающих психическими заболеваниями, и граждан пожилого возраста и инвалидов из числа освобождаемых из мест лишения свободы, ранее судимых, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Очередность к 2013 году составила 158 человек, на 01.07.2013 - 121 человек.

Сохраняется неудовлетворенная потребность в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, обусловленная недостаточным количеством действующих отделений социального обслуживания на дому в областных учреждениях социального обслуживания. В очереди на 01.01.2013 состоял 141 человек, в том числе 131 - на социальное обслуживание на дому, 10 - на специализированное социально-медицинское обслуживание на дому.

В целях повышения качества оказания государственных услуг в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, осуществляется расширение видов сопутствующих услуг:

- организованы досуговые объединения;

- в декабре 2012 года в 3 учреждениях начата работа по внедрению инновационной технологии оптимизации питания лиц пожилого возраста и инвалидов с применением легкоусвояемого белка специализированных продуктов питания;

- в 15 учреждениях функционируют школы здоровья, в которых обучены более 2 тысяч человек;

- организована деятельность 18 интернет-клубов, где прошли обучение 490 человек;

- в двух учреждениях созданы школы для родственников по уходу за больными гражданами, навыкам ухода обучены 84 человека. В течение 2013 года в учреждениях социального обслуживания откроются еще 12 школ здоровья и 5 школ для родственников по уходу за пожилыми людьми.

Расширение перечня оказываемых услуг проводится и в отношении социального обслуживания на дому, в первую очередь, за счет платных услуг.

Для улучшения бытовых условий пребывания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, в 2012 году в учреждениях социального обслуживания:

- осуществлен ремонт спальных блоков, обеденного зала, приобретена детская мебель с учетом возрастных требований в детском доме-интернате для умственно отсталых детей, являющемся структурным подразделением ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения";

- совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации реализована социальная программа Ивановской области "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в 2012 году". В результате реализации данной программы на условиях 50-процентного софинансирования приобретено технологическое оборудование и предметы длительного пользования для 21 учреждения социального обслуживания, а также проведен капитальный ремонт в 5 учреждениях социального обслуживания. Общий объем средств, направленных на указанные мероприятия, составил более 13 миллионов рублей.

Инерционный сценарий развития ситуации предполагает сохранение текущих уровней востребованности социального обслуживания. Вместе с тем, в сфере социального обслуживания населения Ивановской области остаются нерешенными следующие проблемы:

- из-за несоответствия материально-технической базы (недостаток помещений и оборудования на пищеблоках, отсутствие инфекционных изоляторов, медицинских кабинетов и др.) санитарным требованиям 13% (по данным 2012 года) учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей, страдающих хроническими формами заболеваний, не имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности;

- 16,2% помещений, связанных с пребыванием лиц, находящихся на социальном обслуживании, не соответствует строительным нормам и правилам: площадь спален меньше установленных норм на 20%;

- отмечены трудно устранимые нарушения требований пожарной безопасности: отсутствие технической возможности обеспечения прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны в 34 учреждениях, расположение 12 учреждений (отделений) за пределом радиуса обслуживания пожарного депо, невозможность изменений в ряде учреждений объемно-планировочных решений существующих зданий.

2.2. Обеспечение социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


В последние годы наблюдается тенденция сокращения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2012 году их доля сократилась до 2,64%, тогда как в 2011 году этот показатель составлял 2,85%. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, увеличилась до 74,5% (в 2009 году данный показатель составлял 73,5%).

Стабильно сокращается численность детей, выявляемых в качестве оставшихся без попечения родителей. В течение 2012 года территориальными органами Департамента социальной защиты населения Ивановской области выявлены 675 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 13% меньше аналогичного показателя 2011 года (в 2011 году выявлено 777 детей, оставшихся без попечения родителей). Устроен на воспитание в семьи 861 ребенок. Количество детей-сирот, устроенных на воспитание в семьи, на 28% превысило число выявленных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (в 2011 году данный показатель составил 25%).

Содержание, воспитание и общее образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют 8 областных государственных казенных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 6 областных государственных казенных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в этих учреждениях предоставляется временное (до одного года) содержание, воспитание и общее образование детей одиноких матерей (отцов), а также детей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства. По состоянию на 01.01.2013 в данных учреждениях проживало 584 воспитанника.

Таблица 2. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

N

Наименование показателя

Ед. изм.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г., оценка

1.

Общее число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

человек

839

777

675

500

2.

Среднегодовое число воспитанников, находящихся на содержании и воспитании в областных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

человек

696

668

613

684

3.

Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания

человек

1078

976

861

750

4.

Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на содержание которых при устройстве в семью осуществляются ежемесячные денежные выплаты

человек

3068

3000

2916

2850

5.

Общая численность граждан, являющихся опекунами (попечителями), приемными родителями, проживающих в Ивановской области

человек

2829

2764

2685

2720


В целях увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания, Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, его территориальными органами и подведомственными учреждениями реализуется комплекс дополнительных мер, обеспечивающих психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение замещающих семей. На начало 2013 года психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось в отношении 2502 семей в 10 центрах подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей, созданных на базе детских домов.

В рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" в 2012 году:

- изданы 5 выпусков бюллетеней для кандидатов в замещающие родители и замещающих семей, в которых содержится информация о детях-сиротах, подлежащих устройству на семейные формы воспитания;

- в рамках телепрограммы "Пусть всегда будет мама" на канале ГТРК "Ивтелерадио" вышла 31 передача о 34 детях-сиротах;

- проведены 2 областных мероприятия для воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: фестиваль театров мод "Весенний калейдоскоп" и областная специализированная спартакиада, что способствовало повышению мотивации 163 детей-сирот к дополнительному образованию, развитию творческих способностей, выявлению одаренности.

Для материального стимулирования семей, воспитывающих детей-сирот, производятся выплаты единовременного пособия при всех формах устройства детей на воспитание в семьи и ежемесячного пособия на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и в приемных семьях, с 01.01.2013 его размер составляет 13087,61 рубля. В 2012 году выплаты единовременного пособия произведены на 330 детей.

На региональном уровне принят ряд законодательных актов, направленных на развитие системы поддержки семей, воспитывающих детей-сирот, разработан комплексный план по укреплению института замещающей семьи в Ивановской области. Так, с апреля 2011 года индексируется размер опекунского пособия на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и в приемных семьях, в 2013 году его размер составил 5411 рублей. С начала 2013 года увеличился размер вознаграждения приемному родителю до 5205 рублей.

Для решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот в рамках долгосрочной целевой программы "Дети Ивановской области" на 2009 - 2013 годы" в 2012 году выделены более 70 миллионов рублей, за счет которых приобретено 68 жилых помещений. Кроме того, за счет предоставленных муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета в сумме 1,3 миллиона рублей проведен ремонт в 18 жилых помещениях, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Активизация мер, направленных на развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также повышение эффективности работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, позволили полностью удовлетворить потребность в стационарном социальном обслуживании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»