ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 года N 571-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.07.2013 N 279-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 09.07.2013 N 279-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, связанные с формированием областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Губернатор Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 23.12.2014 N 571-п
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 09.07.2013 N 279-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Паспорт государственной программы Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области"
Наименование программы | Государственная программа Ивановской области "Содействие занятости населения Ивановской области" |
Срок реализации программы | 2014 - 2018 годы |
Администратор программы | Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Ответственный исполнитель | Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Исполнители | Департамент финансов Ивановской области, Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области, Департамент внутренней политики Ивановской области, Департамент экономического развития и торговли Ивановской области, Департамент управления имуществом Ивановской области, Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области, Департамент здравоохранения Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области, Департамент образования Ивановской области, Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, Департамент развития информационного общества Ивановской области, Административный Департамент Ивановской области, Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области, Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области, комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, комитет Ивановской области ЗАГС, комитет Ивановской области по лесному хозяйству, служба ветеринарии Ивановской области, служба государственной жилищной инспекции Ивановской области, служба государственного строительного надзора Ивановской области, служба государственного финансового контроля Ивановской области, государственное учреждение - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - ИРО ФСС РФ) |
Перечень подпрограмм | Аналитические подпрограммы: 1. "Организация проведения оплачиваемых общественных работ" (приложение 1). 2. "Информирование о положении на рынке труда в Ивановской области" (приложение 2). 3. "Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования" (приложение 3). 4. "Организация временного трудоустройства отдельных категорий граждан" (приложение 4). 5. "Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности" (приложение 5). 6. "Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность" (приложение 6). 7. "Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (приложение 7). 8. "Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда" (приложение 8). 9. "Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости" (приложение 9). 10. "Содействие самозанятости безработных граждан" (приложение 10). 11. "Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест" (приложение 11). 12. "Обеспечение деятельности областных государственных казенных учреждений центров занятости населения Ивановской области" (приложение 12). Специальные подпрограммы: 1. "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Ивановской области" (приложение 13). 2. "Улучшение условий и охраны труда в Ивановской области" (приложение 14) |
Цель программы | Содействие в реализации прав граждан на безопасный и здоровый труд, полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы |
Объем ресурсного обеспечения программы | Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 523442800,0 руб., 2015 год - 505497300,0 руб., 2016 год - 513705900,0 руб., 2017 год - 508596700,0 руб., 2018 год - 222224000,0 руб., - областной бюджет: 2014 год - 205993900,0 руб., 2015 год - 201457300,0 руб., 2016 год - 207087000,0 руб., 2017 год - 207087000,0 руб., 2018 год - 222224000,0 руб., - федеральный бюджет: 2014 год - 317448900,0 руб., 2015 год - 304040000,0 руб., 2016 год - 306618900,0 руб., 2017 год - 301509700,0 руб., 2018 год - нет данных * Внебюджетное финансирование: 2014 год - 15859300,0 руб., 2015 год - 23408600,0 руб., 2016 год - 24438600,0 руб., 2017 год - 25440600,0 руб. |
Примечание:
- Информация по объемам финансирования, помеченным знаком "*", подлежит уточнению при составлении областного и федерального бюджетов на очередной финансовый год и плановый период на соответствующие годы.
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы
В течение 2009 - 2012 годов на территории Ивановской области реализовывались активные меры, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда в период финансово-экономического кризиса и обеспечение эффективной занятости населения.
Благодаря реализации мероприятий по содействию занятости 130,8 тысячи человек из числа обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве смогли найти подходящую работу.
Была обеспечена временная занятость 37 тысяч работников, попавших под угрозу увольнения, и свыше 20 тысяч безработных и ищущих работу граждан.
Более 3 тысяч работников организаций и 18,3 тысячи безработных граждан использовали предоставленную им возможность получить новую профессию, повысить квалификацию или пройти переподготовку.
Финансовую помощь на организацию собственного бизнеса и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан, состоящих на регистрационном учете в службе занятости, получили свыше 3 тысяч человек.
Стажировку по полученной профессии прошли более 2 тысяч выпускников учреждений профессионального образования. После ее завершения каждый третий молодой специалист трудоустроился на постоянную работу по месту прохождения практики.
В мероприятиях программ, направленных на содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда, приняли участие почти 479 тысяч жителей области.
В целом предпринятые за последние годы меры способствовали стабилизации ситуации в сфере занятости населения и на рынке труда.
Общее число безработных, рассчитываемое по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), уменьшилось с 59,4 тысячи в 2009 году до 35,0 тысячи в 2012 году. Уровень занятости населения увеличился соответственно с 58,1% до 64,2%.
Численность официально зарегистрированных безработных сократилась в 2 раза и составила по итогам 2012 года 10,6 тысячи человек. К концу года уровень регистрируемой безработицы составил 1,47% от численности экономически активного населения.
Существенно повысился спрос работодателей на рабочую силу. В банке вакансий службы занятости насчитывалось более 13,5 тысячи свободных рабочих мест. На одного соискателя приходилось до двух вакансий, тогда как в 2009 году на одно вакантное место, заявленное работодателями в службу занятости, претендовало 5 человек.
Положительные изменения в экономике, а также реализация программно-целевых мероприятий в сфере занятости позитивно отразились на динамике показателей безработицы и сохранении стабильной ситуации на рынке труда в 2013 году.
К декабрю численность занятого населения, рассчитываемая по Методологии Международной организации труда, превысила 510,3 тысячи человек, число безработных снизилось по сравнению с началом года на 18 процентов.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, уменьшилась на 2,4 тысячи человек и составила 5 тысяч 902 человека.
Уровень регистрируемой безработицы сократился с 1,5% до 1,06%. Впервые показатели безработицы были снижены до минимальных значений и фиксировались ниже среднероссийских.
Заявленная работодателями потребность в кадрах увеличилась до 14,2 тысячи человек. Свыше 18,8 тысячи безработных перешли в категорию занятых. Уровень трудоустройства составил 68,9%.
Несмотря на стабильную ситуацию на региональном рынке труда, имеются проблемные вопросы, сдерживающие развитие социально-трудовой сферы.
На начало 2014 года численность работников, предполагаемых к увольнению из организаций по инициативе работодателей, превышала 1,7 тысячи человек.
Высокой сохранялась напряженность на рынке труда ряда муниципальных образований (Верхнеландеховский - 24 чел./вак., Пестяковский - 15,3 чел./вак., Ильинский - 5,5 чел./вак., Юрьевецкий - 5,4 чел./вак., Пучежский - 5,1 чел./вак.).
Продолжительность существования вакансий от 6 месяцев до года выросла по сравнению с предыдущим годом в полтора раза.
Несмотря на общее снижение уровня безработицы в монопрофильных населенных пунктах, его значение в некоторых из них в несколько раз превышало среднеобластной показатель (в п. Савино - 2,5%, п. Петровский - 3,2%).
Основной проблемой рынка труда Ивановской области остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики, и способствует притоку иностранной, преимущественно неквалифицированной, рабочей силы.
Доля вакансий для рабочих составляет более 80% в общей потребности. При этом отсутствие жесткой ориентации системы профессионального образования на реальные потребности экономики усугубляется отсутствием эффективно функционирующей системы прогнозирования кадровой потребности на среднесрочную перспективу.
Другая проблема связана с трудоустройством граждан, конкурентоспособность которых в силу различных причин снижена. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, имеющие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возраста, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники образовательных учреждений профессионального образования без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).
Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере занятости населения
N п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | 2009, факт | 2010, факт | 2011, факт | 2012, факт | 2013, | 2014, |
1 | Уровень безработицы по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости (в среднем за год) | % | 10,8 | 7,6 | 6,6 | 6,3 | 5,2 | 4,8 |
2 | Уровень регистрируемой безработицы, в % от численности экономически активного населения (в среднем за год) | % | 3,9 | 3,5 | 2,7 | 1,9 | 1,2 | 1,1 |
3 | Численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости, в расчете на одну заявленную вакансию (в среднем за год) | человек на 1 вакансию | 4,4 | 2,5 | 1,7 | 0,9 | 0,5 | 0,5 |
4 | Численность официально зарегистрированных безработных (в среднем за год) | тысяч человек | 21,2 | 19,4 | 15,3 | 10,6 | 6,9 | 5,9 |
В январе - ноябре 2014 года в целом по области отмечается положительная динамика безработицы. К 1 декабря ее уровень составил 0,95% от численности экономически активного населения и был ниже среднероссийского значения.
Вместе с тем, массовое высвобождение персонала на ряде предприятий (ОАО "Фурмановская прядильно-ткацкая фабрика N 2", ОАО "Ресурсно-снабжающая компания" (г. Фурманов), ООО "Красный Октябрь" (п. Каменка Вичугский район)) привело к незначительному росту безработицы в регионе.
Существенное влияние на нивелирование отрицательных последствий массовых увольнений работников и сохранение стабильной ситуации на рынке труда оказывает реализация программных мероприятий, направленных на содействие занятости населения. В 2014 году их участниками станут не менее 80 тысяч жителей области.
По прогнозным оценкам, официальная безработица к концу 2014 года уменьшится по сравнению с началом года до отметки 5,4 тысячи человек против 5,9 тысячи в январе. Уровень регистрируемой безработицы сохранится на достигнутом значении (1,0%).
По сравнению с 2013 годом численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости (в среднегодовом исчислении), уменьшится на 14,5% и составит 5,9 тысячи человек.
В течение 2009 - 2012 годов на территории Ивановской области осуществлен комплекс мер, направленных на улучшение условий и охраны труда работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Ивановской области. Приняты законы Ивановской области и другие нормативные правовые акты в области охраны труда. Вопросы охраны труда рассматривались на заседаниях Правительства Ивановской области, совещаниях с главами муниципальных образований Ивановской области, заседаниях областной межведомственной комиссии по охране труда, областных и муниципальных совещаниях, круглых столах с работодателями и работниками организаций. Меры по улучшению условий и охраны труда реализовывались в рамках плана мероприятий на 2012 - 2013 годы, утвержденного областной межведомственной комиссией по охране труда.
На конец 2012 года работодателями области на мероприятия по охране труда израсходовано более 483,9 млн. рублей. Затраты в расчете на одного работающего составили 3565,5 рубля. Прошли обучение, переподготовку и повышение квалификации по охране труда более 15 тысяч руководителей, специалистов организаций, представителей общественного контроля.
Снизилось с 2,5 до 2,3 количество работников, получивших производственные травмы различной степени тяжести на производстве, в расчете на 1000 работающих. Численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих сократилась с 0,08 до 0,066. Не возрастает уровень впервые установленных профессиональных заболеваний работников.
Вместе с тем, высокой остается доля работников, занятых в условиях труда, не соответствующих гигиеническим нормативам: более 30% (30,2%), из них женщины составляют более 20% (20,2%). Не сокращается удельный вес работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с занятостью во вредных условиях труда. Недостаточными темпами проводится специальная оценка условий труда.
В январе - июне 2013 года показатели производственного травматизма имели отрицательную динамику к соответствующему периоду прошлого года. Количество групповых несчастных случаев на производстве возросло с 1 до 6. Травмы тяжелой степени тяжести получили 27 человек, что на 42% превышает уровень 2012 года.
Инерционный сценарий развития ситуации в области охраны труда предполагает сохранение основных показателей работы на достигнутом уровне.
3. Цель (цели) и ожидаемые результаты реализации государственной программы
Целью реализации государственной программы является содействие в реализации прав граждан на безопасный и здоровый труд, полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы.
В среднесрочной перспективе на территории Ивановской области сохранится общая тенденция к сокращению доли населения трудоспособного возраста, усугубляющаяся стабильными отрицательными значениями показателя естественного прироста. Частичное восполнение дефицита трудовых ресурсов будет осуществляться за счет внешней трудовой миграции.
На фоне роста экономики и сокращения предложения местных трудовых ресурсов ожидается плавное снижение общей и регистрируемой безработицы.
Уровень официальной безработицы сохранится на достигнутых минимальных значениях (1,1 - 1,0%%) от численности экономически активного населения; при поступательном снижении показатель, определяемый по методологии МОТ, к 2018 году может достигнуть 4,6%.
Напряженность на региональном рынке труда сохранится на низком уровне - на каждого незанятого гражданина, зарегистрированного в государственной службе занятости, будет приходиться до двух и более предложений по трудоустройству.
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом к 2018 году сократится.
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников стабилизируется на показателе 17,6%.
Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала. Значительную роль в этом играет решение вопроса по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. В этой связи необходимо создание эффективно функционирующей системы прогнозирования потребности региональной экономики в кадрах в территориальном и квалификационном разрезах, а также системы учета рабочих мест в организациях, функционирующих на территории Ивановской области. Кроме этого требуется повышение авторитета рабочих профессий.
Необходимо продолжить работу по формированию экономически эффективной системы рабочих мест как на основе модернизации существующих, так и создания новых высокотехнологичных рабочих мест. В сочетании с развитием кадрового потенциала организаций это приведет к повышению производительности труда в экономике области.
Оценка ожидаемых результатов государственной программы построена с учетом целевых индикаторов Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, предполагающей поступательный рост региональной экономики в среднесрочной перспективе. Если темпы роста экономики области окажутся существенно ниже прогнозируемых, значения целевых индикаторов (показателей) реализации государственной программы могут существенно отклониться от плановых. В случае наступления рецессии (отрицательные темпы роста экономики области на протяжении нескольких кварталов) для стабилизации ситуации на региональном рынке труда потребуется принятие дополнительных мер и выделение дополнительных финансовых ресурсов.
Таблица 2. Целевые индикаторы (показатели) реализации государственной программы