Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 25.12.2015)


Повышение эффективности бюджетных расходов

Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является переход с 2014 года к программной структуре областного бюджета. В целях совершенствования программно-целевого планирования расходов областного бюджета постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ивановской области. Перечень государственных программ Ивановской области утвержден распоряжением Правительства Ивановской области от 14.12.2012 N 356-рп. Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области разработаны совместно с Департаментом финансов Ивановской области и утверждены приказом от 19.09.2013 N 334-п методические указания по разработке и реализации государственных программ Ивановской области.

Целевые индикаторы развития соответствующих отраслей устанавливаются как в соответствующих государственных программах Ивановской области, так и планах мероприятий ("дорожных картах") по развитию отраслей социальной сферы. С учетом отраслевых целевых индикаторов устанавливаются соответствующие индикаторы развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения и разрабатываются необходимые мероприятия по их достижению.

Несмотря на принятые вышеуказанные нормативные правовые акты, утвержденные государственные программы Ивановской области в ряде случаев не в полной мере отвечают концепции программно-целевого метода. Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Ивановской области должен определяться с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам их реализации. Не на должном уровне остается качество составления государственных программ Ивановской области в части увязки целей программ с достигнутыми и планируемыми значениями целевых показателей, а также оценки эффективности направления бюджетных ассигнований на реализацию тех или иных мероприятий программ, планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение.

В перспективе планируется основное внимание уделять дальнейшей качественной разработке и реализации государственных программ Ивановской области как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов (цели и задачи Государственной программы должны соответствовать Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, основным направлениям деятельности Правительства Ивановской области на соответствующий период), созданию действенного механизма контроля за их выполнением, повышению ответственности и заинтересованности администраторов и исполнителей государственных программ Ивановской области за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.

Для повышения качества разрабатываемых государственных программ Ивановской области необходимо сформировать общие подходы к увязке их с соответствующими государственными программами Российской Федерации, в том числе с обеспечением взаимосвязи системы целей, задач, индикаторов, а также финансовых показателей, "встраиванию" показателей и мероприятий утвержденных "дорожных карт" развития соответствующих отраслей.

Таким образом, можно сформулировать следующие основные проблемы по данному направлению, требующие решения:

отсутствие действенной системы и методики оценки эффективности бюджетных расходов;

отсутствие четкой увязки расходов областного бюджета с целями социального и экономического развития Ивановской области в определенной сфере;

сохранение условий для неоправданного увеличения бюджетных расходов при действующих процедурах и механизмах бюджетного планирования, ежегодного роста расходов на содержание сети учреждений;

отсутствие стимулов для мотивирования органов государственной власти Ивановской области к повышению эффективности бюджетных расходов.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов потребуется совершенствование процедур анализа их эффективности.

Департаментом финансов Ивановской области утверждена методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета, которой установлен порядок планирования и составления обоснований бюджетных ассигнований по отдельным расходным обязательствам.

По данному направлению предлагается осуществлять:

1) анализ эффективности бюджетных расходов на всех стадиях бюджетного процесса путем внедрения в бюджетный процесс обоснований бюджетных ассигнований как на этапе распределения объемов бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов при составлении проекта областного бюджета, так и в ходе исполнения областного бюджета;

2) использование результатов анализа эффективности бюджетных расходов с учетом достигнутых значений целевых индикаторов (показателей) за отчетный год при планировании бюджетных ассигнований в последующих бюджетных циклах;

3) инвентаризацию социальных выплат и льгот, установленных нормативными правовыми актами Ивановской области, а также расходных обязательств Ивановской области, осуществляемых за счет средств областного бюджета, по финансированию переданных Российской Федерацией полномочий, с целью осуществления выплат на основе принципов адресности и нуждаемости.

Для решения поставленных задач будет проведена работа по совершенствованию порядка составления и форм представления обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями средств областного бюджета на исполнение расходных обязательств Ивановской области.

Планирование бюджетных ассигнований областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области с учетом оценки эффективности их реализации позволит обеспечить более обоснованное формирование органами государственной власти Ивановской области, определенными администраторами государственных программ Ивановской области, совместно с исполнителями комплекса мероприятий, направленных на достижение целей социального и экономического развития Ивановской области в определенной сфере, увязанных по ресурсам и срокам их реализации.

При рассмотрении вопросов об увеличении объемов финансирования по государственным программам Ивановской области за счет средств областного бюджета также должны учитываться выполнение целевых индикаторов развития отраслей, установленных в "дорожных картах", объем привлеченных средств за счет реорганизации неэффективных учреждений, иных источников и других мероприятий по оптимизации расходов, а также данные статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 и от 01.06.2012 N 761, по итогам года.

Оценка эффективности реализации государственных программ Ивановской области в соответствии с утвержденной методикой будет осуществляться по балльной системе исходя из степени эффективности реализации всех подпрограмм соответствующей государственной программы Ивановской области с использованием следующих показателей:

процент выполнения специальных подпрограмм государственных программ Ивановской области;

процент достигнутой экономии при выполнении подпрограмм государственных программ Ивановской области;

степень достижения ожидаемых результатов реализации соответствующих подпрограмм государственных программ Ивановской области, а также объема кассовых расходов на реализацию соответствующих подпрограмм государственной программы Ивановской области.

Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов является развитие региональных информационных систем управления государственными финансами, нацеленное на дальнейшую автоматизацию функций и процессов управления государственными финансами и на обеспечение их интеграции с государственной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет".

В рамках данного направления предусматривается реализация следующих мероприятий:

1. Переход на единые федеральные стандарты электронной финансовой информации и унификация процессов управления государственными финансами.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 1275-р "О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при разработке систем управления государственными финансами руководствоваться положениями Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", предусматривающей централизацию, стандартизацию и унификацию всего бюджетного процесса (планирование бюджета, его исполнение и отчетность) на уровне субъектов Российской Федерации для обеспечения их подотчетности и удаленного информационного взаимодействия.

В целях обеспечения стандартизации и унификации электронной финансовой информации предусматривается реализация комплекса мер:

внедрение в информационные системы управления региональными финансами единых федеральных стандартов и форматов электронных документов;