(в ред. Постановления Правительства Тверской области от 19.06.2012 N 312-пп)
Негативные явления в здоровье сельского населения и сложность медико-демографической ситуации, связанные с недостаточным финансированием здравоохранения, снижением уровня управляемости системой охраны здоровья населения, усилением структурных диспропорций в здравоохранении, несоответствием реальных потребностей населения в отдельных видах медицинской помощи и фактических возможностей здравоохранения оказывать их, обусловили необходимость проведения широкого перечня мероприятий по совершенствованию системы организации медицинской помощи сельскому населению.
Особая актуальность в решении вопросов охраны здоровья сельского населения связана с тем, что социальные проблемы последнего времени наиболее остро проявляются на селе, где организация медицинской помощи в силу особенностей проживания и труда сельского населения всегда представляла определенные проблемы. Возможности, темпы и эффективность реформирования здравоохранения в сельской местности в связи с этапностью организации медицинской помощи, наличием, как правило, единственного (данного типа) медицинского учреждения в населенном пункте существенно отличаются от возможностей, темпов и эффективности реформирования в городах (особенно в крупных).
Создававшаяся долгие десятилетия модель организации медицинской помощи сельскому населению оказалась неэффективной в современных условиях. Ситуацию усугубляют низкий уровень финансирования, устаревшая материально-техническая база, высокая стоимость лекарств, кадровые проблемы и сопряженное с этим снижение доступности медицинской помощи широким слоям сельского населения.
До 2011 года внедрение системы обязательного медицинского страхования практически не затрагивало первые этапы оказания медицинской помощи населению (фельдшерско-акушерские пункты, сельские врачебные участки, участковые и районные больницы), по-прежнему основная нагрузка по финансированию возлагалась на местные бюджеты. Центральные районные больницы оставались важнейшим звеном обеспечения населения сельской местности различными видами первичной медико-санитарной помощи.
В условиях модернизации здравоохранения важнейшими из современных подходов совершенствования медицинской помощи являются региональный подход к формированию сети медицинских организаций (далее - МО) на основании порядков организации медицинского обслуживания с учетом особенностей медико-демографической ситуации и состояния здоровья населения территории; системный подход, обеспечивающий комплексность развития здравоохранения на территории в целом и в каждом медицинском учреждении в отдельности.
Разработка принципов деятельности медицинских организаций в условиях обязательного медицинского страхования с учетом социально ориентированной помощи, сочетания централизации и децентрализации управления, комплексного решения поставленных задач на территории Тверской области может способствовать оптимизации деятельности учреждений здравоохранения на всех этапах оказания медицинской помощи населению сельских районов.
Согласно статистическим данным на 01.01.2012 на территории Тверской области проживает 346,4 тысячи (25,5%) человек сельского населения. При этом для населения Тверской области характерна высокая дисперсность населения. Так, из 8024 населенных пунктов Тверской области в 6940 проживает менее 100 человек: в 2419 населенных пунктах проживает от 1 до 5 человек, в 1316 населенных пунктах - от 6 до 10 человек, в 1704 населенных пунктах - от 11 до 25 человек, в 914 населенных пунктах проживает от 26 до 50 человек. В таблице 6.1 показано соответствие фактической и планируемой медицинской сети Тверской области нормативам.