N п/п | Наименование района | Адрес | Наименование ФАПа | Наличие инфраструктуры |
1. | Кимрский район | 171510, Кимрский район, д. Устиново | Устиновский ФАП | Имеется газовое отопление, подведена вода, канализация |
2. | Лесной район | Лесной район, с. Мотыли | Сорогожский ФАП | Планируется установка электрического обогревателя |
3. | Лихославльский район | Лихославльский район, Кавское с/п, пос. Приозерный | Кавский ФАП | Планируется установка электрического обогревателя |
4. | Калининский район | Калининский р-он, Каблуковское с/п, д. Савватьево | Савватьевский ФАП | Имеется газовое отопление, подведена вода, канализация |
5. | Калининский район | Калининский район, Каблуковское с/п, д. Лисицы | Лисицкий ФАП | Планируется установка электрического обогревателя |
6. | Калининский район | Калининский р-он, Бурашевское с/п, с. Ильинское | Ильинский ФАП | Планируется установка электрического обогревателя |
Укомплектованность кадрами ФАП составила в 2011 году 95,5% (2009 год - 95,4%). Работают сотрудники преимущественно среднего и старшего возраста. Большинство аттестовано на квалификационные категории, 100% имеют сертификаты специалиста. Каждые пять лет проходят усовершенствование на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Тверской медицинский колледж".
На работников фельдшерских пунктов и ФАП в настоящее время возлагаются очень важные задачи по профилактике и раннему выявлению заболеваний (особенно социально значимых), а также патронажу и лекарственному обеспечению прикрепленного населения.
Работа по выявлению больных туберкулезом осуществляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2010 N 1224н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации".
На фельдшерско-акушерских пунктах проводятся туберкулиновые пробы детям и подросткам до 17 лет и исследование мокроты на БК. Кроме этого, на фельдшера возложена обязанность оповещения населения и его привлечение на обследование при выезде в сельскую местность передвижного флюорографа.
В части оказания специализированной противотуберкулезной медицинской помощи ФАПы прикреплены к врачам-фтизиатрам противотуберкулезных кабинетов, преимущественно по участковому принципу. При этом врачом-фтизиатром участковым медицинскому работнику ФАП в присутствии больного туберкулезом передаются лекарственные средства для проведения наблюдаемого лечения не более чем на 8 недель лечения. Факт передачи лекарственных средств фиксируется в медицинской документации больного и подтверждается подписями врача-фтизиатра, больного, а также медицинского работника ФАПа.
На ФАП врачом-фтизиатром участковым направляются:
больные туберкулезом, у которых при выявлении отсутствуют признаки бактериовыделения и деструкции легочной ткани;
больные туберкулезом без бактериовыделения для лечения в фазе продолжения химиотерапии;
лица, которым врачом-фтизиатром назначена химиопрофилактика, превентивное лечение.
Фельдшерско-акушерские пункты осуществляют наблюдение за приемом больными туберкулезом противотуберкулезных лекарственных препаратов под непосредственным наблюдением медицинского работника. В случае, если больной не явился на ФАП, медицинский работник посещает больного с целью осуществления приема больным противотуберкулезных лекарственных препаратов.
Кроме того, фельдшера ФАП осуществляют ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности, предусмотренных законодательством. Фельдшерско-акушерские пункты осуществляют взаимодействие с органами социальной защиты населения по вопросам организации социальной защиты больных туберкулезом.
Таким образом, учитывая территориальные и демографические особенности Тверской области, ФАП являются важным звеном, обеспечивающим доступность оказания первичной медико-санитарной помощи независимо от места жительства пациентов.
Основной формой организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению муниципальных образований, обеспечивающей доступность и качество медицинской помощи, является участковый принцип организации медицинского обслуживания сельского населения.
При этом центром сельского врачебного участка становится общеврачебная практика, осуществляющая организационно-методическое руководство деятельностью фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных на данной территории. Развитие офисов врачей общей практики (далее - офисы ВОП) осуществляется с целью совершенствования доступности и качества медицинской помощи в соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 07.07.2005 N 230-па "Об организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) в Тверской области".
Сеть общеврачебных практик в нашем регионе призвана заменить сеть сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц по следующим причинам.
Во-первых, врач общей практики оказывает многопрофильную помощь населению, что является решающим фактором при отсутствии врачей-специалистов в сельской местности.
Во-вторых, институт врача общей практики обладает значительными возможностями для повышения эффективности использования ресурсов на амбулаторном этапе и во всей системе здравоохранения.
Особенностью организации общеврачебной (семейной) практики в регионе является комплексный подход, включающий не только подготовку специалистов (врачи, медицинские сестры), но и помещений под офис с одновременным их оснащением медицинским оборудованием, компьютером, санитарным транспортом и мобильной связью, выплатой региональной надбавки медицинским работникам, работающим по принципу общей (семейной) практики, в зависимости от конечных результатов деятельности.
Как правило, офисы врача общей практики развертываются на базе сельских врачебных амбулаторий (в Тверской области работает 9 самостоятельных сельских врачебных амбулаторий, остальные - структурные подразделения центральных районных больниц) и участковых больниц.
На 31.12.2011 в Тверской области развернуто 248 участков врачей общей практики, в которых персоналом оказывается многопрофильная помощь. Количество офисов ВОП увеличилось с 217 (2010 год) до 235 (2012 год). Среднее количество обслуживаемого населения на 1 участке - 1674 человека.
В настоящее время кабинеты врача общей практики имеются во всех районах Тверской области. При этом 184 офиса обслуживают сельское население, а 51 - городское. Полностью (100%) охвачено сельское население офисами врачей общей практики в Бельском, Весьегонском, Жарковском, Западнодвинском, Зубцовском, Конаковском, Кувшиновском, Молоковском, Нелидовском, Пеновском, Сандовском муниципальных районах; от 75 до 100% - в Бежецком, Бологовском, Калининском, Калязинском, Лихославльском, Рамешковском, Селижаровском, Спировском, Старицком, Торопецком, Фировском муниципальных районах; от 50 до 75% - в Кашинском, Кесовогорском, Кимрском, Краснохолмском, Лесном, Оленинском, Торжокском, Удомельском муниципальных районах; от 25% до 50% - в Максатихинском, Ржевском районах; менее 25% - в Вышневолоцком, Сонковском муниципальных районах.
В 2011 году закуплено 19 автомобилей "УАЗ" для организации новых офисов врачей общей практики и 16 автомобилей "Хантер" для обновления санитарного транспорта в функционирующих офисах врачей общей практики. В течение 2011 года на кафедре семейной медицины факультета последипломного образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тверская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлено 29 врачей общей практики.
Министерство здравоохранения Тверской области провело аттестацию персонала вновь организуемых офисов врачей общей (семейной) практики и провело обследование на предмет готовности помещений для принятия медицинского оборудования.
В целях приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи в сельских районах Тверской области, а также усиления профилактической направленности работы врачей общей практики в настоящее время подушевой способ оплаты в системе обязательного медицинского страхования региона применяется при финансировании общих врачебных практик с оказанием медицинской помощи 27% жителей Тверской области в 55 медицинских организациях. Размер средств, направленных на оплату медицинской помощи по подушевому нормативу, составляет 17,3% от общей суммы финансирования амбулаторной помощи.
В результате укомплектованность первичного звена врачами общей практики и средним медицинским персоналом в сельской местности увеличилась на 2%, а удовлетворенность населения качеством амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой врачами общей практики, увеличилась на 3,7%.